Восточные разности
Дмитрий Лебедев и Никита Аронов познакомились с участниками дальневосточной ярмарки
В Москве открылась дальневосточная ярмарка. Кто и с чем приехал — выяснил «Огонек»
На сцене сменяют друг друга якутские танцоры, казаки и чукотский ансамбль с бубнами. А на задах, вокруг фонтана, москвичи сосредоточенно стоят в очередях за рыбой. Тут уж ничего не поделаешь: говорим «Дальний Восток», а подразумеваем рыбу, икру, крабов.
Рыба на Тверской самая разная: якутская речная, красная с Камчатки, белая морская рыба из Приморья — прямо тут из нее делают строганину и угощают всех желающих. Конечно, крабы, креветки, а также другие, совсем неизвестные на западе страны ракообразные. Ну а чтобы никто не подумал, что Дальний Восток — это только рыба, на первом плане вокруг памятника Юрию Долгорукому расположились стенды регионов с чаем, медом и продукцией народных промыслов.
Своих представителей прислал каждый дальневосточный субъект Федерации. А их, напомним, недавно стало 11, после того как из Сибирского федерального округа перевели Бурятию и Забайкалье. Теперь на грандиозный округ приходится более 40 процентов территории нашей страны. Чем богаты эти 40 процентов территории и чем они хотят удивить москвичей, читайте в фотопроекте «Огонька».
«На своем гектаре я построил цех по переработке»
Я хабаровчанин, подполковник запаса и обладатель дальневосточного гектара в селе Кругликово Лазовского района. На своем гектаре я построил цех по переработке дикоросов. Вот так, например, выглядят сушеные побеги лимонника.
Почему я в таком одеянии? Потому что я люблю, уважаю и возрождаю в своей семье традиции наших предков. Правительство Хабаровского края, видимо, тоже решило, что я могу быть колоритным представителем региона, и отправило меня в Москву.
Я на Днях Дальнего Востока уже второй раз. Привез сюда иван-чай, элеутерококк, лимонник. Надеюсь, ничего не увезу назад. Москвичи и гости столицы интересуются моими товарами, и мое сердце радуется.
«Учу москвичей работать с мехом и бисером»
Я артистка балета государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон», а еще шью из меха. Вот эту кофту, например, сама сшила. Но в Москву я приехала не с ансамблем, а с мастер-классами по вышивке бисером и изделиям из шерсти. Меня сюда послал наш чукотский департамент образования, культуры и спорта. Ансамбль, правда, отпускать не хотел, у нас сейчас юбилей и юбилейные концерты. Поэтому я сюда летела в самый последний момент. Сперва вертолетом до аэропорта, а потом на самолете 8 часов. И сразу по прилете стала давать мастер-класс.
Здесь я учу москвичей работать с мехом, а на стенде Чукотки продаются мои изделия. Самое дешевое обойдется в 300 рублей.
«У нас семейная мастерская»
Мы всего за две недели до ярмарки узнали, что поедем в Москву, ведь нас только месяц назад включили в Дальневосточный федеральный округ. Непривычно, конечно: до столицы округа, Хабаровска, три часа лететь и три часа разницы во времени. А с другой стороны, может, теперь у нас какие-нибудь большие федеральные программы будут.
Мы сами из Кяхты, у нас семейная мастерская семьи Рабдановых. Сюда, в Москву, нас послало министерство культуры. Мы привезли предметы народных промыслов: резьбу по дереву, литье (вот точно такая же фигурка на столе у президента стоит), чеканку, картинку из песка с берегов Байкала. Из нашей собственной продукции здесь деревянные изделия с росписью. Так, особенно популярны у бурят орнаменты в форме рогов. Бараний рог, например, означает богатство, благополучие. А плетеный орнамент «улзы» символизирует счастье.
«Я придумал бренд "Сахалин рядом"»
Вообще-то я руководитель компании, которая занимается на Сахалине въездным туризмом. Но некоторое время назад придумал бренд «Сахалин рядом». Его я здесь и представляю. Главный посыл: наш остров действительно близко, до него несложно добраться с материка.
Мы привезли в Москву значки, термостаканы для кофе, свитшоты, футболки и шапки. Все принты для них нарисовали наши сахалинские художники. Очень приятно, что к стенду приходят сахалинцы, живущие в Москве.
В Москву меня отправило наше министерство экономики. Еще на этой ярмарке можно купить нашу, сахалинскую, рыбу. Представляет остров и человек, торгующий в чайном доме корейскими пирожками пянсэ.
«Забайкальский народ очень щедрый»
Я шеф-повар ресторана «Забайкалье». Почему именно мы представляем регион в Москве? У нас есть кейтеринг, и мы часто делаем выездные мероприятия по региону. И за 400, и за 600 км к золотодобытчикам ездим. Наверное, поэтому нас и выбрали.
Здесь на ярмарке у нас прилавок в чайном доме, мы даже привезли с собой самолетом этот 45-литровый самовар. Еще мы бесплатно угощаем всех блинами на улице, и я каждый день провожу мастер-классы по приготовлению колдунов. Колдуны — это такие забайкальские пельмени с мясом и квашеной капустой и с особым защипом, похожим на японские гёдзы. Забайкальский народ очень щедрый, поэтому в колдунах у нас фарша в два раза больше, чем теста.
На мастер-классе мы учим лепить колдуны. Защип, конечно, сложный, но люди талантливые, поэтому у всех все получается. А потом мы колдуны готовим и пробуем.
«Я работаю в старинной технике»
Я приехал сюда давать мастер-классы резьбы по кости. Сам я эвен из рода кочевников, родился в селе Гижигна, это самый север области, возле Охотского моря. Край суровый и очень красивый.
Никто меня не учил мастерству. Учился сам, с детства, потом продолжил после армии. Работаю я в старинной технике, самодельными резцами. Хотя и использую иногда стоматологический бор. Очень многое в резьбе зависит от материала. Я вырезаю из рога северного оленя, лося и снежного барана. Бараний рог вот он, розовый.
Образы у меня не традиционные, а мои собственные. Вот тут на роге лося я пытался передать образ женщины-матери.
«Никаких красителей и консервантов»
Я из села Ленинское, это большое село, райцентр, около 4,5 тысячи человек живут. Раньше было больше, но после наводнения на Дальнем Востоке многим пострадавшим дали жилье в городе, и они уехали. А еще у нас в селе железнодорожный мост в Китай строят, может, слышали?
Производим мы вкусный крем из меда, который сбивается в условиях низких температур. Это натуральная продукция, никаких красителей, консервантов. Люди интересуются, пробуют, покупают. Есть с клюквой, есть со смородиной, с облепихой, с кедровыми орехами. Вчера тут еще были артисты из нашего ансамбля «Роза ветров», пели москвичам еврейские песни.
«Москвичам я привез мед»
Наша компания на Днях Дальнего Востока уже второй раз. Москвичам я привез мед с нашей пасеки из Архаринского района Амурской области. А еще печенье без сахара, с амарантом и стевией. Очень хорошо для диабетиков. И такой же полезный мармелад. Вот у нас листовки на русском, вот на китайском. Правда, китайцы к нам на ярмарке пока не подходили.
За соседним прилавком тоже компания из нашего региона, тоже продают мед. А еще из Амурской области приехали девушки, которые дают мастер-класс по готовке соевого мяса.
«Думают, к нам ехать дорого, а зря»
Мы представляем камчатский туристическо-информационный центр. Я там работаю дизайнером, а всего нас приехало четыре человека. Павильон у нас круглый, в виде икринки — это символ зарождения жизни. Внутри есть разные зоны: одна про летний туризм, другая — про зимний. А в этих очках виртуальной реальности можно посмотреть, как выглядит Кроноцкий заповедник.
Наша главная задача — рассказать о туризме на Камчатку. Многие боятся к нам ехать, думают, что это очень дорого, а зря. На самом деле авиабилеты заметно подешевели. А вокруг Петропавловска-Камчатского много красивых и интересных мест, которые можно посетить сравнительно недорого.
«Сколько бы мы ни привезли, все раскупают»
В Москву на разные ярмарки я езжу каждый год. Я главный технолог рыбозавода в Якутске, мы привезли сюда копченую и соленую рыбу. Товар ходовой, к нам всегда большие очереди. Сильнее всего спрос на спинки чира и на омуля.
Проверено, что сколько бы рыбы мы ни привезли, все раскупают еще до конца ярмарки. На этот раз у нас около тонны рыбы, мы ее доставили самолетом. И уже очень много продано. В этом году рекорд поставила женщина, которая набрала сразу 6 килограммов разной рыбы. Причем она сказала, что берет на пробу, и обещала еще вернуться.
«Привезли все самое экзотическое»
Наша научно-производственная компания «Лимонник» с 1987 года производит во Владивостоке продукцию с экстрактами растений-эндемиков. Руководит этим мой муж Эдуард, человек с биологическим образованием. Самая я своими руками ращу кунжут, пустырник, мяту и грибы шиитаки.
Вот сироп атрактилодеса, вот кодонопсис, но в целом мы специализируемся на многокомпонентных рецептах. Всего у нас примерно 500 наименований, а сюда мы привезли все самое экзотическое. Сиропы, бальзамы, косметические маски. Стоят они недешево — около 600 рублей за бутылку сиропа. Но москвичи их охотно покупают.