Автодилеры едут в гору
Южнороссийский рынок легковых автомобилей восстанавливается после кризиса
Доступные автокредиты, обилие программ trade-in и высокая база парка в возрасте пяти-шести лет привели к росту продаж новых автомобилей в Ростовской области на 7,3% за девять месяцев с начала года. Новой точкой роста дилеры называют реализацию машин с пробегом. Автохолдинги выделяют ее в отдельное бизнес-направление и не исключают, что спрос на автомобили с пробегом среди их клиентов вскоре превысит продажи новых легковых машин.
Растут на trade-in и доступных кредитах
Продажи новых легковых автомобилей в Ростовской области растут. По данным «Автостата», в январе-сентябре они увеличились на 7,3% — до 29,9 тыс. единиц. Рост оказался менее интенсивным, чем в ЮФО в целом, где было продано на 11,5% больше автомобилей, чем годом ранее,— 100,2 тыс. единиц. Общероссийская динамика составила 12,9%; объем продаж в натуральном выражении вырос до 1159,7 тыс. автомобилей. Автодилеры говорят, что восстановление рынка наметилось в прошлом году; особенно заметной тенденция стала в четвертом квартале.
Наиболее востребованными марками в Ростовской области оказались Lada, KIA и Hyundai: за девять месяцев в регионе было продано 6,16 тыс. (+5,8%), 4,7 тыс. (+16,6%) и 4 тыс. (–1,5%) автомобилей соответственно. Совокупно на долю трех брендов пришлось почти 50% всех продаж новых легковых автомобилей. Наибольшую динамику в январе-сентябре демонстрировали Mazda (+34,8%) и Volkswagen (+23%). Снижением в пределах 5%, помимо Hyundai, отметились Renault (–4,2%) и Toyota (–4,5%).
По данным Национального бюро кредитных историй, в Ростовской области увеличилась выдача автокредитов: в январе-сентябре было оформлено 16 тыс. займов — на 13,8% больше, чем годом ранее. Средний размер кредита на покупку автомобиля вырос на 2,7% — 693 тыс. руб.
Директор по маркетингу «ААА моторс» Елена Кикоть считает, что региональный рынок растет благодаря снижению кредитных ставок, наличию программ trade-in от производителей и высокой базе парка автомобилей, проданных пять-шесть лет назад. «В 2012 и 2013 годах были проданы рекордные 2,9 млн и 2,8 млн автомобилей,— уточняет она.— Их обслуживание дорожает с каждым годом, и сейчас владельцы предпочитают менять такие машины на новые, с гарантией от производителя».
Самой востребованной моделью в Ростовской области, по данным «Автостата», оказалась KIA Rio: ее продажи составили 2,43 тыс. единиц (–9,5%). Также в тройке лидеров Lada Vesta и Lada Granta. Спрос на Vesta увеличился на 14,2% — до 1,77 тыс. единиц; продажи Granta снизились на 3,3% — до 1,74 тыс. автомобилей. Самыми высокими оказались темпы реализации еще одной модели Lada — Largus VP: рост составил 53,7% (830 автомобилей).
«Рынок продолжил демонстрировать положительную динамику, несмотря на высокую базу прошлого года,— отмечает Сергей Киселев, операционный директор ГК «Ключавто».— Бренды с локальным производством продолжают наращивать свою долю, клиенты на фоне нестабильного курса валют намного быстрее решаются на приобретение автомобилей».
По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), десять моделей-лидеров продаж новых легковых автомобилей в России по итогам сентября — местного производства.
«Основная доля продаж — это автомобили в наличии: клиент не хочет ждать!» — делится наблюдениями заместитель генерального директора группы компаний «Гедон» Алексей Коршков. По его словам, в этом году наметилась тенденция к росту спроса на более дорогие, чем прежде, модели: стали более востребованы автомобили в максимальной комплектации, выросли продажи кроссоверов.
«По итогам третьего квартала доля кроссоверов в общем объеме продаж Volkswagen и Skoda приблизилась к 50%, тогда как в 2017 году она составляла не более 30%»,— приводит пример автодилер.
Увеличение «среднего чека», по данным представителя ГК «Гедон», серьезно влияет на выручку. Если в натуральном выражении по итогам года в группе прогнозируют рост продаж на уровне 20–25%, то в денежном — на 40%.
По данным руководителя пресс-службы «Автостата» Азата Тимерханова, рост выручки также обусловлен увеличением цен на новые легковые автомобили. С января по август они выросли примерно на 5% (данные за девять месяцев к моменту публикации доступны не были). «До конца года цены продолжат расти, поскольку периодически происходит ослабление рубля. Полагаю, что к концу года рост средневзвешенных цен может достигнуть 8–10%. Кроме того, с 2019 года ставка НДС вырастет с 18% до 20%; это также отразится и на стоимости машин»,— говорит представитель аналитического агентства.
Дилеры интересуются машинами с пробегом
Точкой роста участники регионального авторынка единогласно называют продажи машин с пробегом. Крупнейшие ростовские автодилеры говорят об увеличении продаж с начала года не менее чем на 35%. При этом они подчеркивают, что вторичный рынок становится все более цивилизованным. Примечательно, что «Автостат» приводит более скромные данные по региону: объем рынка легковых автомобилей с пробегом, по информации агентства, за девять месяцев вырос всего на 1,7% — до 120,3 тыс. единиц.
«Доля официальных дилеров в этом сегменте мала — есть возможности для развития,— объясняет Сергей Киселев.— В общем объеме наших продаж сделки с вторичными автомобилями в последние месяцы приближаются к 50%, и мы не исключаем, что в перспективе реализация автомобилей с пробегом превысит продажи новых машин».
Продажи машин с пробегом ГК «Ключавто» в Ростовской области выросли с начала года на 56%. В этом году группа открыла несколько площадок для продажи автомобилей с пробегом, одна из них начала работу в Ростове.
По словам Елены Кикоть, «ААА моторс» запустила глобальную программу по развитию направления продаж вторичных автомобилей. «Сейчас их доля в общем объеме корпоративных продаж — 34%, в розничных продажах — около 43%. В долгосрочной перспективе мы нацелены на четыре новых автомобиля продавать пять автомобилей с пробегом,— заявляет она.— Планируем вывести этот бизнес на тот уровень, где он не будет напрямую зависеть от подъемов или падений продаж новых автомобилей».
Развитие вторичных продаж участники рынка связывают в том числе с программами trade-in — сдачи покупателем автомобиля с пробегом в зачет стоимости нового. «Доходность от прямых продаж в автобизнесе, так называемая „железная маржа“, сейчас близка к нулю,— говорит Алексей Коршков.— Заработок дилера составляют доходы от сервиса, установки дополнительного оборудования, программ trade-in, а также бонусы от импортеров за выполнение планов продаж». По мнению Алексея Коршкова, для дилеров trade-in — это не просто способ повышения доходности, но прежде всего инструмент продажи нового автомобиля.
Увеличение продаж автомобилей с пробегом в ГК «Гедон» за девять месяцев составило более 35%. По мнению господина Коршкова, число сделок по trade-in растет, поскольку он удобен клиентам.
Елена Кикоть добавляет, что значительная часть сделок по продаже новых автомобилей проходит через trade-in благодаря наличию спецпрограмм от производителей: сдавая старый автомобиль, клиенты получают скидки на новый в размере от 40 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в зависимости от марки.
Укрупняются и оптимизируют портфель
Экономический кризис и приход краснодарской ГК «Ключавто», случившиеся практически одновременно, трансформировали авторынок региона. «Ключавто» за прошедшие пять лет превратилась в одного из лидеров (см. инфографику). Краснодарский холдинг развивался за счет строительства новых дилерских центров и приобретения действующих бизнесов. Он, в частности, купил ростовские автоцентры ГК «Орбита» семьи Мацановых, до 2016 года управлявших автосалонами Nissan, Datsun и Peugeot. «Орбита» владела в общей сложности 13 автосалонами в трех регионах на юге страны и свернула деятельность в кризис из-за проблем с продажами и высокой кредитной нагрузки.
Другие компании из тройки крупнейших — «Гедон» и «ААА моторс» — напротив, занимались оптимизацией портфеля брендов и сокращением активов. «Гедон» в 2017 году продал автоцентры Porsche в Ростове, Volkswagen в Ставрополе и Infinity в Краснодаре. «Сегодня мы имеем оптимальные портфель и количество дилерских центров, инвестировать в новые на этом этапе не видим смысла. Мы настроены повышать эффективность действующих центров, поскольку потенциал у них высокий»,— пояснил Алексей Коршков.
Для «ААА моторс» нынешний год ознаменовался отказом от сотрудничества с Ford и Lada и продажей здания автоцентра в Ростове, где располагался Jaguar Land Rover.
«Объемы продаж Ford и Lada в России достигли критично низкого уровня, начался отток вторичного парка — сократилась маржинальность сервиса; мы не видели перспектив в работе с этими брендами,— объясняет Елена Кикоть.— Очень важно вовремя освободить ресурсы и направить их на развитие. Одновременно с отказом от двух марок мы приняли решение об активном развитии продаж автомобилей с пробегом.
В «ААА моторс» сообщили, что в 2019 году группа планирует открыть обновленный ДЦ Jaguar Land Rover.
Алексей Коршков говорит, что ростовский авторынок насыщен, а появление новых игроков не слишком целесообразно: «Потенциал действующих центров выше текущих продаж,— отмечает он.— Кроме того, нужно понимать, что рынок Краснодарского края вдвое больше нашего и коллеги из соседнего региона нередко демпингуют, пытаясь привлечь в том числе ростовских клиентов. Приходится держать руку на пульсе и делать конкурентные предложения».
В целом аналитики рынка оптимистично оценивают перспективы его развития до конца года. «В сентябре рынок продолжил демонстрировать положительную динамику (рост составил 6,2%.— „Ъ“), несмотря на высокую базу прошлого года,— отмечает Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.— В свете текущего состояния рынка и ожидаемого увеличения НДС с января АЕБ обновила прогноз на год. Ожидается, что в 2018-м продажи легковых и легких коммерческих автомобилей превысят 1,8 млн единиц, что означает рост на 13% по сравнению с прошлым годом».