Доклад с оговорочкой
Депутаты выразили недоверие начальнику ДДиТ
Вчера депутаты в рамках пленарного заседания Пермской городской думы внепланово заслушали доклад начальника городского департамента дорог и транспорта Романа Залесинского. Народные избранники были озабочены огромными тратами бюджета на приобретение новой техники для городских автобусных маршрутов, а также заподозрили чиновника в лоббировании интересов одного поставщика. Чиновники сочли реформу неподготовленной и посоветовали чиновнику «начать работать». В следующий раз Роману Залесинскому предстоит отчитаться перед депутатами уже в декабре.
Вчера депутаты Пермской городской думы в рамках пленарного заседания инициировали доклад начальника департамента дорог и транспорта Романа Залесинского, призвав его отчитаться о планируемых реформах в отрасли.
Источник в думе рассказал, что господина Залесинского пригласили с целью предупредить департамент от возможных ограничений на аукционе при закупке на торгах. По данным собеседника, думцы узнали, что ведомство планирует внести изменения в конкурсную документацию, в частности — установив низкий порог мощности двигателя. Под данный критерий подходили бы только автобусы производства ЛИАЗ (входит в группу «ГАЗ»). Официальным дилером этого производителя в Перми является компания «Автотрейд», по мнению народных избранников — близкая к экс-главе транспортного комитета Перми Олегу Боровику, который к тому же находится в сложных отношениях с влиятельным депутатом гордумы Перми Владимиром Плотниковым. По словам собеседника, торги могли «затачиваться» именно под этого дилера.
Собеседник в окружении господина Боровика опроверг эту версию, отметив, что компании бизнесмена активно оспаривают действия департамента в суде. По информации собеседника, несколько групп влияния через думу лоббируют закупку «Волгобасов». На прошлой неделе у губернатора состоялось совещание, на котором было принято решение не ограничивать участников аукциона, отметил собеседник в краевом правительстве, но при этом городу было дано поручение внимательно изучить характеристики существующих вариантов автобусов, в первую очередь с учетом их мощности.
В рамках пленарного заседания у депутатов возникло множество вопросов к чиновнику. В частности, народных избранников интересовал вопрос приобретения автобусов для муниципального автопарка. Депутаты обратили внимание на большую сумму инвестиций в проект — свыше 800 млн руб. «Такая большая сумма инвестиций требует пояснений»,— заметил председатель ПГД Юрий Уткин.
Депутат Владимир Плотников, обращаясь к господину Залесинскому, рассказал, что уже встречался с чиновником в минувшую пятницу. Тема разговора касалась закупки новых автобусов, и депутат хотел узнать, почему стоимость автобусов выросла. «Вы мне позиционировали, что есть люди, которые вас просто подставляют, что кто-то пытается из вас сделать вруна. Но я думаю, вы сейчас сами ответите. И в надежде на наш с вами разговор хочу, чтобы вы официально сказали, когда наведете порядок в отрасли»,— заявил депутат.
Господин Плотников уточнил, что стоимость покупки пяти «Волгобасов», совершенной недавно МУП «Пермгорэлектротранс», оказалась ниже, чем в планируемой закупке 80 автобусов, хотя цена при приобретении оптом, напротив, должна снижаться. «А вас просто ввели в заблуждение, правильно я понимаю?» — спросил он. Роман Залесинский подтвердил, что техническое задание было составлено «Пермгорэлектротрансом» на двух производителей. В результате изменения документации стоимость автобуса выросла от 1 млн до 2 млн руб. «То есть это потери бюджета от 80 до 200 млн руб.» — заметил чиновник. Отвечая на второй вопрос депутата, он рассказал, что новая транспортная модель, предусматривающая закупку авточасов-автокилометров у перевозчиков, позволит думе и мэрии диктовать условия работы.
Владимир Молоковских поинтересовался сроком окупаемости муниципального автопарка. Роман Залесинский ответил, что «цели окупить проект вообще нет». Однако все же отметил, что срок окупаемости проекта составит пять-семь лет. Муниципальный автопарк должен занять от 25 до 30% рынка пассажирских автобусных перевозок.
Депутат Александр Филиппов заявил, что «почти поверил», будто господин Залесинский «честнейший человек». Однако депутату, как человеку, погруженному в тему, стали известны «маленькие детали», которые кардинально меняют взгляд на ситуацию, заявил народный избранник. Так, Александр Филиппов фактически обвинил городского чиновника в лоббировании интересов компании «ЛИАЗ» на предстоящем конкурсе. «Вы восемь месяцев руководите отраслью, много говорите — слушать приятно, но когда от слов будем к делу переходить?» — поинтересовался он. Роман Залесинский, в свою очередь, отметил, что у него нет любимых производителей автобусов.
Арсен Болквадзе посетовал, что реформа не готова, хотя на покупку автобусов выделяется почти 1 млрд руб. По его словам, не обеспечена инфраструктура для газовой техники. Между тем, согласно федеральному постановлению, 50% автобусов должны быть газовыми. Город же планирует закупать дизельную технику.
Роман Залесинский согласился с тем, что инфраструктура для газовой техники сейчас не готова. По его словам, на существующих газовых заправках «Газпром» нарушил технические решения и не поставил компрессоры. В результате на заправку одной единицы техники требуется значительное время, поэтому заправки не могут обслуживать большой объем газовой техники.
Депутаты интересовались также грядущим изменением маршрутной сети, условий работы с перевозчиками, внедрением электронных документов, новым тарифом. «Допрос» господина Залесинского длился больше часа. Несмотря на то что доклад не был подготовленным, чиновник смог ответить почти на все вопросы. Однако несколько раз оговорился, отметив, «что новая маршрутная сеть должна не улучшить, а ухудшить условия для пассажиров».
«Вы уже дважды оговорились: не улучшить, а ухудшить условия для пассажиров. Вы смотрите на реакцию зала, и поймете, когда что-то не то говорите. Главное, не волнуйтесь!» — попытался поддержать чиновника Юрий Уткин. Итоги беседы фактически подвел Александр Филиппов, заметив, что от доклада осталось «гнетущее впечатление». «Выводы сделайте, и работать начинайте»,— посоветовал он начальнику ДДиТ.
За своего подчиненного вступился глава города Перми — глава администрации Дмитрий Самойлов. «Есть хорошая поговорка: хорош экспромт тогда, когда он хорошо подготовлен. Учитывая, что тема появилась довольно быстро и неожиданно, считаю, что надо в ближайшее время системно рассмотреть вопрос, связанный с изменением подходов к формированию транспортной модели и системы транспортного обслуживания в Перми. При таком вхождении в такую тему, когда мы впервые за много лет позволяем себе заняться транспортной отраслью очень серьезно и системно — я как глава города, конечно, не могу допустить такого начального фона. На многие вопросы Роман Борисович не был готов отвечать, допускал оговорки, которые не стоило допускать». Дмитрий Самойлов пообещал, что Роман Залесинский подготовится и выступит перед депутатами еще раз уже в декабре.