Оклад или баста

Администрация завода Ford хочет признать забастовку незаконной

На заводе Ford во Всеволожске забастовщики требуют выплаты полного оклада на время простоя производства, которое запланировано с конца ноября до середины января 2019 года. Начав забастовку с шести человек, профсоюзы намерены довести акцию до 300 человек и остановить работу нескольких цехов. Администрация Ford Sollers подала исковое заявление в областной суд о признании забастовки незаконной. По словам экспертов, такой вид протеста — действенный инструмент в руках рабочих, грозящий потерей многомиллионной прибыли для автозавода.

Автомобильный завод Ford Sollers

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как рассказал руководитель первичной профсоюзной организации Ford Артем Яшенков, число бастующих увеличивается с каждым днем и давление на работодателя в дальнейшем будет увеличено вплоть до остановки производства. "Вначале бастовать будут от пяти до двадцати человек из подразделения логистики и кузовного цеха. Если компания не уступит, постепенно численность бастующих вырастет до максимально заявленной — 300 человек",— добавил господин Яшенков.

Основное требование, которое выдвигают работники автозавода,— сохранение заработной платы на время производственного простоя. В этом году он запланирован с 29 ноября до середины января 2019 года. Помимо этого, сотрудники выступают за возвращение отмененной ранее надбавки в размере 7 тыс. рублей для квалифицированных работников, а также требуют восстановления защиты при потере здоровья на производстве и сохранения выплат при ликвидации предприятия.

"Наши требования обширны — начиная от увеличения заработной платы и заканчивая стабильным графиком работы, защитой прав доноров, компенсациями в случае сокращения либо ликвидации предприятия. Но если работодатель уступит в части сохранения выплаты оклада при вынужденном простое, то мы готовы найти точки соприкосновения по остальным вопросам и прекратить забастовку",— сказал Артем Яшенков.

По словам председателя межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация" (МПРА) Игоря Темченко, за время ежегодных простоев рабочие завода теряют 49% от заработка. Например, при зарплате в 52 тыс. рублей в месяц за время каникул выходит около 23 тыс.

По словам Артема Яшенкова, заводу нужно найти около 10 млн рублей, чтобы удовлетворить требования работников производственных цехов. "Мы даже знаем, где найти эти деньги — это 25% от фонда заработной платы менеджмента компании, которые за время простоя будут получать полный оклад",— заявляет представитель профсоюзов. По данным профсоюзной организации завода, сейчас соотношение менеджмента к рабочим примерно 60/40.

На 21 ноября запланирована встреча участников забастовки и руководства автозавода. Но, по словам представителя профсоюза, пока переговорный процесс зашел в тупик, так как администрация завода Ford не идет на открытый диалог с бастующими.

В пресс-службе Ford Sollers корреспонденту "Ъ" ответили, что сейчас завод работает в штатном режиме. "По открытым вопросам мы остаемся в диалоге с профсоюзом, продолжаем консультации сотрудников",— сказали в Ford Sollers.

Тем временем администрация автозавода подала иск в Ленинградский областной суд о признании забастовки и объявления о забастовке незаконными. Заседание по этому делу назначено на 23 ноября.

"Забастовка считается законной, пока суд не постановил иное. В 2015 году на заводе уже складывалась подобная ситуация, и суд признал забастовку незаконной только через девять месяцев и после нескольких заседаний. В любом случае, мы намерены идти до конца, и если наша акция будет объявлена вне закона, мы соберем собрание и снова объявим о ее начале",— поделился планами господин Яшенков.

Комитет по труду Ленобласти совместно с государственной инспекцией труда проводят проверку ЗАО "Форд Мотор Компани" по вопросу соблюдения трудовых прав работников в части введения режима неполного рабочего времени и его оплаты. "Говорить о ее результатах пока рано, так как проверка продолжается",— уточнили в областном комитете по труду.

Партнер юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Клеточкин считает, что забастовка остается одним из наиболее действенных инструментов в руках работников. "Однако оценить предложение профсоюзов урезать заработный фонд менеджмента в пользу выплат рабочим крайне сложно. Мы не знаем соотношения фондов зарплат рабочих и менеджмента. При продолжении забастовки компания рискует остановкой производства, поскольку даже малое числе бастующих, если они заняты на ключевых участках производства, способно парализовать предприятие, а это потеря прибыли",— замечает господин Клеточкин.

Специалист департамента качества национальной юридической службы "Амулекс" Софья Танина отмечает, что прерывание и без того столь неустойчивого производственного процесса, как создание автомобилей, приведет предприятие к дополнительным убыткам.

"Во всяком случае, такое нечасто встречающееся явление, как забастовка, в состоянии привлечь внимание высшего руководства страны к проблемам, существующим в автомобильной отрасли",— замечает Софья Танина.

Как ранее сообщал "Ъ", по оценкам аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", выпуск автомобилей Ford во Всеволожске в 2013 году составлял 70 тыс. автомобилей, в 2014-м — 30 тыс. авто, в 2015-м — 15 тыс., в 2016-м — 17 тыс., в 2017-м — 20 тыс. Данных за 2018 год на предприятии не предоставили.

Анна Чистякова

Вся лента