Развод по-американски

cанкции

Восемь месяцев назад США ввели санкции против компании «Русал» и перекрыли поставки российского алюминия на Запад. Очевидно, что «война за металл», развернутая США в интересах своих производителей, еще не окончена. Кто из российских металлургов может оказаться под новым ударом?

Сейчас «Русал» продает алюминий внутри страны дороже, чем за границей. Российские производители литья готовы увеличить объемы закупок, если им предоставят скидки

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Кто начал?

9 марта нынешнего года президент США Дональд Трамп подписал распоряжение о вводе импортных пошлин на сталь и алюминий из всех стран мира. Среди пострадавших оказался и «Русал», производящий 5,8% алюминия и 6,3% глинозема на планете. Почти месяц спустя, 6 апреля, Минфин США опубликовал санкционный список, включив в него Олега Дерипаску, а также принадлежащие ему «Базовый элемент», En+ Group и «Русал».

Удар, нанесенный по «Русалу», был очень силен. Фактически его партнерам в США, приобретающим у него алюминий или продукцию из него, запретили иметь с ним дело и велели найти себе новых поставщиков. Лица, владеющие ценными бумагами компании, должны были их продать.

На первый взгляд, суровые меры ограничивались территорией США. В действительности запретительные меры касаются всех контрагентов компании при условии проведения ими значимых трансакций в пользу «Русала» либо исходя из его интересов. Ведь к «значимой трансакции» можно отнести и оплату покупки пары тонн алюминия.

Американские власти то сдвигали сроки отказа потребителей от алюминия «Русала» и инвесторов от его ценных бумаг, то заявляли о необходимости передачи части акций En+ Group в слепой траст банку в США.

В результате «Русал» потерял американский рынок. На него, по разным сведениям, приходилось от 10% до 20% сбыта компании. Кроме того, компания утратила возможности доступного фондирования: ее лишили доступа к американской финансовой системе, в других зарубежных юрисдикциях условия по займам в зарубежных банках стали жестче. Иностранные инвесторы стали обходить стороной акции компании. Промышленным предприятиям, трейдерам и банкирам пришлось действовать с оглядкой на Минфин США, который ясно дал понять, что дружить с «Русалом» не стоит, иначе проблем не избежать. В этих условиях курс акций компании упал, London Metal Exchange ввела ограничения на операции с алюминием «Русала». Многолетний торговый партнер Glencore объявил форс-мажор по поставкам 50 тыс. тонн алюминия, произведенного «Русалом». Японские трейдеры отказались от закупок. Совет директоров «Русала» покинули несколько ключевых топ-менеджеров. Rio Tinto заявила о пересмотре ранее достигнутых с компанией договоренностей. Перестал даже работать корпоративный сайт.

Из-за падения спроса «Русал» был вынужден сократить поставки на экспорт. В августе остановился Надвоицкий алюминиевый завод, работавший с апреля на склад и понесший немалые убытки. Санкции негативно отразились на заграничных активах «Русала»: армянский завод «Арменал» уменьшил выпуск алюминиевой фольги, на грани закрытия оказался шведский Kubal.

Кто выиграл?

Какие цели преследовал Дональд Трамп, принимая беспрецедентные меры против Олега Дерипаски и «Русала»? Формально — для защиты национальных интересов. Но «Русал» не мог нанести им ущерба, ведь его поставки на рынок США были незначительны.

Взглянем на американскую статистику. В 1997 году в США было произведено 3,6 млн тонн первичного и 1,7 млн тонн вторичного алюминия, ввезено 3,1 млн тонн алюминия и его полуфабрикатов, видимое потребление составило 6,9 млн тонн. В 2017 году выпущено 740 тыс. тонн первичного и 3,7 млн тонн вторичного алюминия, импорт составил 6,3 млн тонн, видимое потребление — около 6 млн тонн. То есть за 20 лет производство первичного алюминия в США уменьшилось в 4,9 раза, видимое потребление — на 15%. Падение произошло по банальной причине: высокие тарифы на электроэнергию сделали электролиз убыточным. Как следствие, американская промышленность «подсела» на иностранный алюминий.

Кто же выиграл от решения Трампа? США? Нет, Китай. Минувшим летом поставки алюминия из КНР на американский рынок резко увеличились. Пошлины рост не тормозили. Сейчас экспорт из Китая не опускается ниже 0,5 млн тонн в месяц. В сентябре правительство КНР подняло ставку возврата НДС для вывоза алюминиевых полуфабрикатов с 13% до 16%. И, скорее всего, рост поставок алюминия в США продолжится. Не исключено, что часть китайских полуфабрикатов окажется подделкой, предназначенной для переплавки. В этом случае с продукции не надо платить 15-процентную экспортную пошлину, установленную для первичного алюминия.

Кто проиграл?

«Русал» и потребители алюминия в США проиграли. Подорожание алюминия негативно отразилось на их издержках и рентабельности.

Американские металлурги о высоких доходах пока только мечтают, хотя отдельные игроки потихоньку перезапускают простаивающие мощности. Например, Century Aluminium выводит на полную загрузку завод Hawesville (250 тыс. тонн первичного алюминия в год). Magnitude 7 Metals осуществила рестарт завода Marston на 263 тыс. тонн первичного алюминия, остановленного в марте 2016 года его прежним собственником — обанкротившейся Noranda Aluminium. Санкции же против «Русала» дают американским компаниям прекрасный шанс занять освободившуюся нишу на местном рынке.

Кто спасал?

Надо отдать должное Олегу Дерипаске, команде топ-менеджеров «Русала» и En+ Group — они не сидели сложа руки, а начали действовать. Председатель совета директоров En+ Group Грегори Баркер предложил уменьшить количество принадлежащих Олегу Дерипаске акций En+ Group, который владеет контрольным пакетом акций «Русала». Именно этого и добивается Минфин США.

Кроме того, совет директоров «Русала» решили покинуть Олег Дерипаска, Владислав Соловьев, Зигфрид Вольф, Максим Соков, Дмитрий Афанасьев, Гульжан Молдажанова, Ольга Машковская и Екатерина Никитина. Ушла в отставку генеральный директор «Русала» Александра Бурико.

По мнению некоторых западных аналитиков, к поиску компромисса с администрацией Трампа и Минфином США могли быть привлечены влиятельные политики из стран, в которых находятся заграничные предприятия «Русала». Падающие налоговые платежи и рост безработицы никому не нужны.

Для спасения «Русала» могли рекрутировать и потребителей его продукции, скажем, американскую корпорацию Arconic, владеющую крупнейшим прокатным предприятием в РФ «Арконик СМЗ» (бывший Самарский металлургический завод). Следуя американскому законодательству, Arconic обязан был прекратить покупать алюминий у «Русала». В реальности заменить «Русал» некем: никто не согласится легко и быстро обеспечить Arconic 100–200 тыс. тонн первичного алюминия. Хотя на мировом рынке недостатка в нем нет, алюминиевые заводы предпочитают отгружать металл как минимум по годовым контрактам, предусматривающим четкий график поставок. У Arconic наверняка есть выходы на лоббистов в политическом истеблишменте США.

Кто помог?

«Русал» нашел сочувствие и поддержку в правительстве РФ. Не случайно в июне вице-премьер Дмитрий Козак утвердил «дорожную карту» по развитию алюминиевой отрасли до 2023 года. В ней значится больше двух десятков мероприятий в области государственных закупок, тарифного регулирования, расширения сфер использования алюминия и создания новых производств.

В сентябре министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров допустил вероятность приобретения у «Русала» алюминия в государственные резервы. И, наконец, могли быть задействованы дипломатические каналы: когда необходимо помочь национальному производителю, все средства хороши.

Кто куда?

У «Русала» есть два способа поддержать бизнес: сделать ставку на российских заказчиков или попробовать нарастить экспорт. Представители «Русала» неоднократно заявляли о приоритетности отечественного рынка. Действительно, компания — ключевой поставщик первичного алюминия, цилиндрических и плоских слитков, катанки из алюминиевых сплавов, а также колесных дисков для автомобилей («Русал» контролирует завод «Скад» и намеревался приобрести его конкурента «КиК»).

Однако в ближайшем будущем «Русал» вряд ли добьется прорыва на родном рынке. И не только из-за сложной ситуации в промышленности и строительстве, но и из-за сбытовой политики: мощности «Русала» (кроме Kubal) находятся в России, но он упорно продает алюминий внутри страны дороже, чем на London Metal Exchange.

Чтобы увеличить спрос на свою продукцию внутри страны, «Русалу» необходимо сделать простой ход: предоставить российским производителям алюминиевого литья, профилей и проката скидки в размере 20–30%. Действующее предписание ФАС в отношении «Русала» этого не запрещает. Взамен «Русал» мог бы попросить покупателей подписывать долгосрочные контракты (на один год и больше), обеспечивая себе тем самым стабильность отгрузок.

Продвигаемая «Русалом» идея создания на базе его заводов технологических долин, где резидентами могут стать зарубежные и отечественные инвесторы, заметного отклика не получила. Строить предприятия на арендуемых площадках им неинтересно. Ведь без скидок на алюминий их продукция не будет конкурентоспособной, преференции и льготы (если их вообще дадут) могут быть несущественными.

«Русал» может постараться нарастить продажи и за пределы России. Здесь у него путей немного: попытаться увеличить сбыт в Европу, в Южную Америку или Азию. В Европе покупатели не прочь брать у него алюминий, но опасаются угроз американцев, к тому же у ЕС есть неплохая альтернатива в лице алюминиевых компаний из региона Персидского залива, стремящихся укрепить свое положение на европейском рынке. В Южной Америке потребление алюминия меньше, чем в Европе, и местные заводы вполне могут удовлетворить спрос на него.

Остается азиатское направление: емкость рынков Китая и Японии огромна, не стоит забывать и об Индии и Южной Корее. Но в КНР есть собственная алюминиевая индустрия, нацеленная на экспорт. В других же странах помнят о санкциях против «Русала». Недавно японский производитель алюминиевого проката UACJ исключил «Русал» из числа своих поставщиков слитков в 2019 году «в связи с неопределенностью его судьбы», как заявил президент UACJ Миюки Исихара.

Правда, пока, по данным ФТС, в январе—сентябре 2018 года вывоз алюминия из России вырос на 10,6% приблизительно до 2,270 млн тонн. Зыбкий рост, который может смениться спадом (см. таблицу).

Кто следующий?

Уже очевидно, что администрация Трампа намерена действовать в том же направлении. Ожидается введение новых санкций против российских компаний. В зоне риска — лидеры российской черной металлургии: Трубная металлургическая компания, «Евраз», группа НЛМК, имеющие предприятия на территории США. К примеру, против них могут быть инициированы налоговые расследования. Повод, даже надуманный, всегда найдется.

Еще один возможный кандидат — «Норильский никель», 27,8% акций которого принадлежит «Русалу». Впрочем, ряд экспертов полагает, что США вряд ли решатся ударить по «Норникелю»: никель и палладий имеют для американской экономики гораздо более важное значение, чем алюминий. И это может оказаться решающим. «Nothing personal, it`s just business (Ничего личного, это просто бизнес)»!

Леонид Хазанов

Вся лента