«Северный лес» вырос из зеленого пояса
Проект буферной экозоны Воронежа приняли с исключениями и дополнениями
Вчера в Воронеже на вторых публичных слушаниях большинством голосов был принят проект создания лесопаркового зеленого пояса вокруг облцентра. На первых слушаниях в конце 2017 года против выступили жители пригородного села Медовка. Итоговая площадь пояса по сравнению с первоначальным проектом увеличилась более чем в десять раз — с 1,4 до 15,5 тыс. га. Но из принятого варианта были исключены земли Медовки и 40,8 га воронежского парка «Северный лес». Часть активистов выступила против таких изменений. Они опасаются, что парк может быть застроен. Чиновники заверили, что не допустят этого. Региональные власти рассчитывают, что до конца года облдума примет закон о зеленом поясе, а внести его границы в Росреестр планируется к июлю 2019 года.
Повторные публичные слушания по созданию зеленого пояса для защиты пригородных лесов от капитального строительства и загрязнений вчера прошли в актовом зале Воронежского государственного лесотехнического университета. На них зарегистрировались более тысячи человек, которые с трудом вместились в зале: горожане начали собираться еще за час до регистрации, а тем, кто пришел позже, пришлось стоять в проходах между креслами. Каждый зарегистрированный получил на руки бюллетень, где ему предлагалось проголосовать за или против создания зеленого пояса. «Много студентов пришло, проголосуют», — прогнозировал исход мероприятия один из пожилых его участников.
Доцент кафедры экологического образования Воронежского государственного педагогического университета Кирилл Успенский также рассказал корреспонденту “Ъ-Черноземье”, что привел своих студентов: «Мне не нравится представленный проект, но я за то, чтобы зеленый пояс хоть в каком-то виде был принят». Многие не оставались на слушания, голосовали и тут же уходили, так что к его завершению зал опустел наполовину. Результатов дождались около 60 человек.
Напомним, первоначальный проект предполагал включение в зеленый пояс 1,4 тыс. га, из которых 1,3 тыс. приходились на территорию Воронежа и еще 78,9 га — на пригородный Рамонский район. Первые публичные слушания состоялись в ноябре 2017 года, тогда против создания буферной зоны выступили жители села Медовка Рамонского района. Их 140 голосов перевесили мнение 118 человек, высказавшихся «за». Проект затрагивал интересы ряда предпринимателей, в частности Антона Кудрявцева и Юрия Котова, представляющих ООО «Вит-строй»: они попросили не включать в пояс участки на улице Миронова (парк «Северный лес») и в Медовке, принадлежащие частным лицам, так как это «нарушает их право на развитие территорий». В результате создание зеленого пояса было приостановлено, после чего региональное управление лесного хозяйства начало работу по подготовке нового документа.
Согласно ему площадь зеленого пояса составит 15,5 тыс. га. В него включены 952,2 га городских земель, а также 14,6 тыс. га участков государственного лесного фонда Воронежской области. В частности, это земли Сомовского, Новоусманского и Пригородного лесничеств. При этом в границы зеленого пояса не вошли участки Рамонского района, а также расположенного в Коминтерновском районе Воронежа природного парка областного значения «Северный лес» площадью 40,8 га. Это послужило поводом для возмущения местных активистов: они призывали прийти на публичные слушания и голосовать против создания такого зеленого пояса, беспокоясь, что «Северный лес» в результате будет застроен.
Однако статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) парк получил еще в 2014 году, после того как активисты выступили против планов финансовой компании «Аксиома» по строительству на месте части леса детсада. Участница слушаний Людмила Гладких вчера назвала проект не «зеленым щитом», а «дырявым зонтиком». Доводы представителя областного департамента природных ресурсов и экологии о том, что «режим ООПТ намного жестче, чем в поясе», активистов не убедил: каждое заявление «против» сопровождалось аплодисментами. Председатель региональной общественной палаты (занималась организацией слушаний) Неля Пономарева уверяла, что ходатайство о включении парка учтено и что уже после создания зеленого пояса в него будут включать новые территории.
Согласно процедуре в случае одобрения проекта его должны со всеми замечаниями направить в облдуму, которая издаст соответствующий закон. «А будут ли депутаты принимать дополнения, голосовать за новые участки?» — спрашивали участники слушаний, намекая на большое представительство в парламенте строителей. «Не думаю, что депутаты пойдут против своих избирателей», — пытался их успокоить руководитель управления лесного хозяйства, бывший главный полицейский региона Александр Сысоев. В ответ с мест загудели еще сильнее.
Впрочем, по факту голосования недовольных оказалось не так много: «против» выступило 137 человек, в то время как «за» — 698. Еще 11 бюллетеней было испорчено, а 247 зарегистрировавшихся не стали голосовать. Таким образом, проект получил необходимое одобрение. По словам заместителя руководителя управления лесного хозяйства Мирославы Скрынниковой, власти рассчитывают, что депутаты примут соответствующий законопроект до конца года. «После этого у нас будет полгода, чтобы внести границы зеленого пояса в Россреестр, так что к июлю 2019-го он должен быть сформирован», — добавила она.
Госпожа Скрынникова также подтвердила, что территория зеленого пояса не будет уменьшаться, но ее увеличение возможно «постоянно»: «При составлении проекта мы не включали некоторые спорные территории, так как по ним могли возникнуть вопросы у прокуратуры. Например, "Северный лес" является такой территорией: земля под ним принадлежит частным собственникам, а сам лес — государству. Думаю, после решения всех вопросов парк будет включен в зеленый пояс». Гендиректор «Аксиомы», депутат гордумы Иван Кандыбин рассказал “Ъ-Черноземье”, что компания не планирует вести строительство в парке. «Это полностью наша земля, сейчас мы ведем с властями переговоры о ее обмене на другие территории», — пояснил господин Кандыбин.
Почему некоторые территории не вошли в проект зеленого пояса
Как пояснили в общественной палате, изначально предполагалось включить в границы зеленого пояса около 20 тыс. га, но впоследствии буфер пришлось сократить до 15,5 тыс. га. В частности, в итоговый проект в соответствии с «действующим законодательством» не вошли участки, зарезервированные или изъятые для государственных или муниципальных нужд; земли с объектами капитального, в том числе предполагаемого или незавершенного, строительства (среди исключений — объекты здравоохранения, образования, туризма, а также спорта); территории, предназначенные для размещения объектов федерального, регионального и местного значения; участки, в отношении которых заключен договор о развитии застроенной территории или о комплексном ее освоении. Кроме того, из зеленого пояса исключены карьеры, горельники, водозаборы, кладбища, территории санитарной защиты, обремененные арендными соглашениями земли и участки, по которым ведутся судебные разбирательства. В ОП считают, что на данном этапе было «принципиально важно не дать заблокировать саму инициативу создания, открыв возможность облдуме защитить наши леса».