Строительство завода по производству вакцин в Никарагуа
История вопроса
Как ранее сообщал “Ъ”, решение о строительстве иммунобиологического предприятия по производству вакцин (предприятие Mechnikov) было принято на межправительственной комиссии России и Никарагуа в 2013 году. Концепцию производства одобрили президент РФ Владимир Путин и президент Никарагуа Даниэль Ортега. На начальном этапе Россия вложила в создание этого производства более 60% его стоимости — около 1 млрд руб. ($14 млн по курсу на конец 2015 года), а около 40% составляли средства Никарагуа. Кроме того, власти Никарагуа выделили место под строительство завода за $1.
Торжественное открытие завода, который был построен за девять месяцев, состоялось в 22 октября 2016 года. На открытии министр здравоохранения Вероника Скворцова оценила дефицит вакцин против гриппа в Центральноамериканском и Латиноамериканском регионах в 150 млн доз, отмечая, что «мы начинаем с 30 млн доз вакцины от гриппа в год, но возможность расширения производства очень существенна». Госпожа Скворцова также сообщила, что выпуск вакцин начнется с 2017 года, «но не с января, а после окончания процесса валидации производства». На сайте Федерального медико-биологического агентства (ФМБА в сообщении об открытии завода сообщалось, что «полный цикл производства вакцины запустят в марте 2017 года». По словам Вероники Скворцовой, стоимость одной дозы вакцины, которую произведет предприятие Mechnikov, составит $3. Как сообщал “Ъ” глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Владимир Уйба, срок окупаемости проекта должен составить 14 месяцев.
В апреле 2017 года “Ъ”, ссылаясь на внутренний документ ФГУП «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов» ФМБА России (СПбНИИВС) сообщил, что завод пока не запущен, так как «отклонение от статей планирования составило более $10,67 млн, при этом дефицит финансирования оценивался более чем в $7,28 млн». В никарагуанской оппозиционной газете La Prensa сообщалось, что строительство завода не было подкреплено «качественным» маркетинговым планом и технико-экономическим обоснованием, предприятию не хватало средств «для оснащения комплекса по производству вакцины». Представители инициатора строительства завода — Innova Salutem (международная инициатива по защите здоровья населения Никарагуа и Латинской Америки) — заявили, что основными причинами дефицита средств стали падение рубля и экономический кризис, вызванный в том числе санкциями в ответ на присоединение Крыма к России. Руководитель ФМБА РФ Владимир Уйба тогда же заявил “Ъ”, что «распространение информации о якобы имеющихся проблемах со строительством завода в оппозиционном издании может быть результатом внутриполитической борьбы в Никарагуа или конкурентной борьбы». А директор СПбНИИВС Виктор Трухин, который курирует создание предприятия, заявил тогда “Ъ”, что «реализация проекта идет четко по плану». План, по его словам, «предусматривает три этапа»: строительство производственного корпуса (завершено в октябре 2016 года), пусконаладочные работы по оборудованию в 2017 году, и выпуск продукции в 2018-м.
В ноябре 2017 года “Ъ” сообщил, что Минздрав РФ обратился к вице-премьеру Дмитрию Рогозину с просьбой более чем в полтора раза увеличить финансирование российско-никарагуанского предприятия по производству вакцин — на $9,6 млн. Необходимость дополнительных вложений со стороны Никарагуа тогда же оценивалась в $2,9 млн. «Размер субсидии СПбНИИВС был определен расчетным путем в условиях отсутствия окончательной проектной документации»,— говорилось в письме Минздрава на имя господина Рогозина. Корректировка сметы в процессе реализации проекта объяснялась, в частности, тем, что «изначально не были заложены средства на исполнение функции заказчика-застройщика, в ходе строительства по договоренности с никарагуанской стороной на предприятии создана лаборатория внутреннего контроля качества производимой продукции в соответствии с требованиями GMP (международный стандарт производственной практики.— “Ъ”), существенно возросли затраты на строительство здания и комплекса чистых помещений, технологическое оборудование и иное, что в общей сложности привело к возникновению кредиторской задолженности». В Минздраве РФ “Ъ” тогда заявили, что нехватка финансирования — «рабочий момент, который был ранее предусмотрен»: «Стоимость завода уточняется с учетом текущих условий, поскольку ранее носила предварительный характер».