Южнокореец обошел россиянина в борьбе за пост главы Интерпола
Сможет ли Ким Чен Ян оказывать влияние на ход расследований
Россиянин проиграл борьбу за пост главы Интерпола. Александр Прокопчук считался фаворитом, но в итоге нужного количества голосов не получил. Он останется вице-президентом. Члены генассамблеи организации выбрали новым главой представителя Южной Кореи Ким Чен Яна. Против избрания Прокопчука изначально были настроены США, Украина и некоторые другие страны. Американские сенаторы заявили, что это было бы сродни идее «поставить лису во главе курятника». Британские министры говорили о том, что избрание россиянина станет оскорблением пострадавших в результате химатаки в Солсбери. А Литва и Украина и вовсе пригрозили выйти из организации.
На этом фоне поражение Прокопчука вполне закономерно, считает бывший сотрудник генерального секретариата Интерпола Сергей Авдеенко, тем более что и сам пост президента в большей степени представительский: «А какие, собственно, изменения? По уставу Интерпола президент фактически ничего изменить не может в персональном плане принятия политических решений. Хотя какие политические решения, когда в уставе организации написано, что делами политического, военного, расового характера организация не занимается категорически. Так что фигура президента — чисто номинальная. Вся остальная работа проводится в генеральном секретариате сотрудниками. Рулит всем генеральный секретарь, он ведет повседневную работу, находится в генеральном секретариате, поэтому фигура президента — это скорее “свадебный король”, что называется».
По просьбе «Ъ FM» выборы нового главы Интерпола прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил сожаление по поводу того, что кандидат от России Александр Прокопчук не победил.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
«Выборы есть выборы. Мы сожалеем, что это не наш кандидат. Но, тем не менее, нет никаких оснований не соглашаться с этими результатами. Но в то же время, если абстрагироваться от этой ситуации, еще раз вспомнить недавние заявления, звучащие из различных столиц, можно, конечно, говорить о том, что выборы проходили в атмосфере беспрецедентного давления и вмешательства в эти выборы. Выборы были сложные, но они уже состоялись».
По данным агентства «Ренхап», 57-летний Ким Чен Ян ранее работал в полиции Сеула. В Интерполе он начал работать в 2012 году, а в 2015-м стал вице-президентом организации. Южная Корея теперь получила возможность влиять на местные громкие расследования, которые, как считается, политически мотивированы. И, вероятно, страна попытается этим воспользоваться, опасается ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов: «Сейчас южнокорейские власти устроили довольно большую внутреннюю чистку, и местами к законности южнокорейских действий возникают некоторые претензии. Поэтому посмотрим, насколько Южная Корея будет использовать своего представителя в Интерполе для тех практик, в которых превентивно обвиняли Россию».
Роль Интерпола в ведущихся расследованиях сильно преувеличена. Организация может только предписать задержать кого-либо, но не фактически повлиять на это, объяснил заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко:
«Думаю, что мы скоро все это забудем, и Интерпол снова будет чисто технической организацией, за деятельностью которой мы пристально будем следить, разве что когда речь пойдет о каких-то конкретных запросах. Здесь надо еще понимать следующее: Интерпол не может никого сам задержать, это никак не влияет на процедуру. Он технически выдает или не выдает распоряжение о задержании. А вопрос о выдаче все равно решает судья того или иного государства в порядке процедуры экстрадиции.
Поэтому даже при условии, что Интерпол, как говорится, выставил карточку на розыск, и человека даже задержали в том или ином государстве, решать вопрос о выдаче все равно будет судья этого государства, абсолютно безотносительно к деятельности Интерпола.
Он будет решать это по внутренним процедурам. Естественно, он откажет в выдаче в ситуации, когда с его точки зрения преследование имеет политический характер. Поэтому роль Интерпола — это лишь полицейская деятельность, которая может иметь место, даже при условии, что он кого-то задержал, только на предварительном этапе».
Оперативное руководство Интерполом и координацию между странами-членами осуществляет другой орган — генеральный секретариат. Им с 2014 года руководит представитель Германии Юрген Шток.