12 фильмов «Артдокфеста»

Выбор Ксении Рождественской

6 декабря в Москве открывается Международный фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» (параллельно его показы будут проходить в Санкт-Петербурге и Риге). В последнее время программа «Артдокфеста» состояла из фильмов-событий, режиссеры которых не боялись затрагивать самые острые и актуальные темы политической жизни страны. Фестиваль неоднократно подвергался открытой критике властей, а в прошлом году несколько показов фильма Беаты Бубенец «Полет пули», снятого на Донбассе, были сорваны провокаторами. Программа 12-го «Артдокфеста» выглядит намного менее политизированной, однако часть фильмов, в том числе снятых украинскими режиссерами, в Москве и Санкт-Петербурге не покажут. Фильмом закрытия фестиваля станет картина «Свидетели Путина» президента «Артдокфеста» Виталия Манского, которая в течение дня будет демонстрироваться в онлайн-кинотеатре. Weekend выбрал самые интересные фильмы из разных программ «Артдокфеста»-2018


основной конкурс

Едоки картофеля Дина Баринова

Дед-алкоголик, бабка-горбунья, их сын, слегка не в себе, и его маленькие дети, вечно бегающие без присмотра, живут на капусте да картошке, да и внешне напоминают «Едоков картофеля» Ван Гога. Но это не история о «немытой России» или «умирающей деревне». Фильмы Дины Бариновой — и этот, и дебютный «Прощеный день» — бездонные, готовые вместить любой взгляд, и нежный, и ненавидящий. Кто-то решит, что «Едоки картофеля» — фильм о трагической повседневности маргиналов. Кто-то — что это абсурдная комедия об умирании семьи. А кто-то — что это кино о блаженных, довольствующихся мелким, кривым, но безусловным счастьем. Дина Баринова — выпускница Школы документально кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, а еще она — поэт, так что неудивительно, что, ни на секунду не допуская эмоционального шантажа, она включает в зрителе человека, заставляет не интересоваться чужой жизнью, а проживать ее. Оба ее фильма участвовали в IDFA — главном документальном фестивале мира.


Книга моря Алексей Вахрушев

Анимадок Алексея Вахрушева, всю жизнь снимающего своеобразный северный эпос, состоит из двух сюжетных и смысловых линий. Анимационная история, герои которой похожи на оживающие петроглифы,— чукотский миф о женщине, родившей кита (анимацией занимался Эдвард Беляев, один из авторов «Горы самоцветов»). Документальная линия — будни морзверобоев, охотящихся на китов в Беринговом проливе. Миф не просто переплетается с реальностью, а подпитывается ею, а реальность возвышается до мифа. Это не этнография, а скорее поэзия. За первую часть дилогии, «Книгу тундры», рассказывавшую об оленеводах Чукотки, Вахрушев уже получил премии «Ника», «Белый слон» и «Лавровая ветвь». «Книга моря» вошла в шорт-лист «Лавровой ветви» в номинации «Лучший арт-фильм».


Наш новый президент Максим Поздоровкин

Ядовитая компиляция из российских теленовостей, роликов YouTube и случайных видео, сделанных в останкинских коридорах, предваряется цитатой из Филипа Дика: «Воздействие псевдореальностей приводит к появлению псевдолюдей». Главные герои «Нашего нового президента» — фейк-новости, те, кто их производит, и те, кто их потребляет. Это портрет российской псевдореальности — столь же предвзятый, как и рассказ какого-нибудь Дмитрия Киселева о каком-нибудь Дональде Трампе. В 2013 году Поздоровкин получил спецприз жюри «Сандэнса» как один из режиссеров фильма «Показательный процесс: история Pussy Riot», а в этом году «Наш новый президент» на том же «Сандэнсе» удостоился спецприза жюри за монтаж. По словам Поздоровкина, он и хотел провести «монтажный анализ» языка новостей. В результате получилась экранизация Филипа Дика.


Соучастие Олег Якушенков

С героиней «Соучастия» Олег Якушенков познакомился, когда в 2003 году снимал «День ангела» — фильм о воспитательной колонии для несовершеннолетних. Настя сидела за драку по статье «Хулиганство». Через десять лет после съемок режиссер нашел ее и записал несколько новых интервью. Якушенков то и дело возвращается к кадрам из колонии, чтобы зрителю стало ясно: эти десять лет превратили мечтательную юную Настю в уставшую и не очень счастливую женщину, которая способна радоваться лишь своей годовалой дочке. Местами, однако, возникает ощущение, что режиссеру важна не героиня, а скорее сама структура фильма, напоминающая знаменитый проект «Рожденные в СССР» или его британский аналог «7 Up», где героев снимают раз в семь лет и смотрят, как они меняются.


Кроссворд София Данилина

Лысеющий корпулентный сын и его немолодая мама живут на даче. Копают картошку, жарят шашлык, гоняют кур, смотрят телевизор, смотрят в окно, не смотрят друг на друга. Но главное — разгадывают кроссворды. Это двадцатиминутная комедия, уморительно смешная и страшноватая, потому что о героях все становится понятно сразу: женат ли сын, что он думает о своей жизни, о матери, даже о коллегах по работе. Хотя говорит он только о курах и сверчках. Кроссворды для его матери — единственная возможность нормально пообщаться с сыном, не вызвав у него ни раздражения, ни усталости. Это дипломная работа Софии Данилиной, снятая в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.


Обстоятельства места и времени Дмитрий Кабаков

Большой русский роман о памяти, о семье, о чувстве земли. «Я родился не здесь. Наша семья переехала сюда, когда мне было три года»,— фильм начинается закадровой исповедью режиссера, и эта интонация — одновременно домашняя и бесприютная — выдерживается до самого конца. Что такое «своя» земля? Для своего романа-исследования Дмитрий Кабаков выбирает родной подмосковный поселок. Несколько веков назад сюда пришли поляки, потом прошли французы, немцы сюда не дошли, а сейчас тут таджики, сбежавшие от своей войны. Очень личная история, рассказ о «земных заборах», которых сверху, с высоты птиц и дронов, все равно не видно. Дмитрий Кабаков, автор фильма «Одна», видит поэзию в перекличке памяти и новых времен. «Обстоятельства», как и «Книга моря», вошли в шорт-лист премии «Лавровый лист» в номинации «Лучший арт-фильм».


программа «Артдоксеть»

Последний матч. Питер Антуан Каттен

Фильмы конкурсной программы «Артдоксеть» лежат в свободном доступе в сети, а с этого года у «Артдоксети», помимо зрительского голосования, появилось профессиональное жюри. «Последний матч. Питер» — короткий метр Антуана Каттена о матче ЧМ-2018 Хорватия—Россия. Вероятно, Каттен был единственным человеком в фан-зоне, смотревшим не на экран, а на зрителей. В результате получилась невероятно смешная зарисовка о могучей белокурой России в мятом кокошнике — нежная, трогательная и безжалостная. Каттен — соавтор Павла Костомарова, вместе они сняли «Трансформатор», «Мирную жизнь», «Мать» и «Плейбэк».


Театральное дело Катерина Гордеева, Роман Супер, Виктор Вохминцев

Журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер и режиссер Виктор Вохминцев попытались разобраться в деле «Седьмой студии». Получилось свободное кино о свободном человеке, который всегда отказывался от жизни «в рамках». Подробная хронология, старые фотографии, эпизоды из спектаклей и фильмов Серебренникова, «говорящие головы» — авторы взяли интервью и у Семена Серебренникова, отца Кирилла, и у людей, имевших отношение к «Седьмой студии». И, конечно, у актеров — Евгения Миронова, Аллы Демидовой, Александра Калягина. В финале Серебренников говорит всем, кто хочет его услышать: «Важно и вам не дать себе испугаться, не дать себе смалодушничать в искусстве и в жизни... Держитесь». Исчерпывающее кино.


программа «Среда»

Катя и Стефания. Портрет в интерьере Михаил Горобчук

Героиня фильма, Катя Горобчук-Ордынская, похожа на Амели — только уставшую, замученную и очень, очень беременную. Когда родится дочь Стефания, усталости только прибавится. Катя — иллюстратор, работает над дипломной работой, иллюстрациями к сказке о Ерше Ершовиче. Она хочет не просто сделать диплом, а подарить эту работу Стефании. В фильме действительно очень важен интерьер: уютный, обжитой дом, на стенах — картины и семейные фотографии, огонь в камине, теплый свет от лампы. Постепенно понимаешь, что весь этот размеренный, нежный мир — вечернее шитье, молитва перед праздничной едой, разговоры о вхутемасовцах, семейные беседы по скайпу с дедушкой, плачущий и смеющийся младенец — это своеобразная аппликация, еще один подарок Стефании. В прошлом году на «Артдокфесте» фильм Михаила Горобчука «Пятерка» был назван лучшим короткометражным фильмом фестиваля.


Край земли Дмитрий Степанов

Байки из свежевырытых могил, разговоры с могильщиками. Один, бывший физик, рассказывает: «У нас был дед — вот тот любитель детские могилы копать, там сильные эмоции, а тут-то чего». Другой говорит: пошел работать в рекламу, не сработался, ушел в могильщики — и затянуло. Еще один — бывший спортсмен, хочет догнать и обогнать коллегу-копателя, но тот сильнее и выносливее всех. То, что кажется обычной зарисовкой из жизни людей нестандартной профессии, в середине фильма вдруг превращается в мощную драму, которую портит лишь возвышенная закадровая музыка. Предыдущий фильм режиссера и журналиста «России-1» Дмитрия Степанова, «С видом на жизнь», тоже участвовал в программе «Среда» «Артдокфеста». И там тоже было про жизнь и смерть.


Коля как зеркало русской революции Александр Зубовленко

Коля весело болтается по улицам, везде встречает знакомых, объясняет всем, что хочет создать общественное движение «против всего плохого», ходит на митинги с российским флагом и плюшевой уточкой и считает, что никакой веры сегодня ни у кого нет. «Путинские идеи прекрасны, но они такие утопические!» Он и сам тусовщик-утопист, «нигилист-отрицала», «размазанное противоречие», он вечно в движении, ему некогда подумать — в общем, он ведет здоровую пьяноватую молодую жизнь. Да, еще он ищет себе девушку. «Как видишь,— говорит он режиссеру,— из этого ничего не выходит». Николай юн, сияюще обаятелен, особенно на фоне серых московских фриков, и он обязательно изменит мир, но сначала надо потусоваться. Остроумный и точный фильм. Александр Зубовленко — тоже выпускник Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, еще одна его картина — «Уроки мужества» — вошла в конкурсную программу.


Детство, лето и война Александр Расторгуев

Последний фильм Александра Расторгуева, убитого в этом году в ЦАР, был снят для «Радио Свобода» в поселке Белая Калитва под Ростовом-на-Дону. Это зарисовка о кадетах-подростках, их взрослых наставниках, казачьих традициях и родных березках. Расторгуев снимает смешливых детей, мечтающих повзрослеть, мужиков, командующих: «Отче наш. Начи-най!», черную овцу, пытающуюся убежать от неизбежного. Он снимает тягу к жизни и тягу к смерти. Вот праздник — подростки стреляют, парни постарше собирают-разбирают автоматы, а начальство объясняет, что план Даллеса — это ввести нам пепси-колу и макдональдсы. Вот будни — подростки отжимаются, поют, бегут, взрослеют. В финале дрон, парящий над привольным русским пейзажем, набирая скорость, летит к земле. Помимо «Детства», в программе фестиваля обещана полная версия великого расторгуевского эпоса «Дикий, дикий пляж. Жар нежных».


Полное расписание показов на сайте www.artdocfest.com

Вся лента