Ювелирная идея театра
Елена Стафьева о коллекции Garrard Fanfare
В ювелирном мире много исторических брендов с архивами и постоянными отсылками к ним, но мало кто может составить конкуренцию Garrard по степени концентрации на своем наследии и своей истории. Новая коллекция Fanfare — кристально ясное тому подтверждение
В истории Garrard была не одна яркая фигура, и многие из них были британскими королями и королевами, но с особенным пиететом тут относятся к Фредерику, принцу Уэльскому (1707–1751), который так и не стал королем, зато был важнейшем клиентом марки с 1735 года, и его геральдический знак висел над входом в Garrard на углу Panton Street и Haymarket. Внук Георга I, первого короля из Ганноверской династии, наследовавшего королеве Анне, последней из Стюартов, он полжизни провел в Ганновере один, без родителей, пока его отец не сделался Георгом II, а он, соответственно, принцем Уэльским. Попав в Лондон в 21 год, Фредерик стал важной фигурой оппозиции своему отцу (которого он терпеть не мог, но так и не пережил), устроил собственный альтернативный двор, кутил, делал долги и чуть не женился на леди Диане Спенсер, внучке легендарной герцогини Мальборо, за которой та давала оглушительное приданое.
Прославился Фредерик, собственно, двумя своими главными страстями: к крикету и к театру. Он был азартным игроком и одним из главных покровителей крикета в Англии, который, конечно, существовал там и до него, но именно его стараниями сделался важнейшим национальным спортом. Что касается театра, то Фредерик буквально не вылезал из лондонских театров, написал под псевдонимом со своим другом лордом Херви пьесу для Друри-Лейна, совершенно провалившуюся, и в конце концов учредил с друзьями Дворянскую оперу в Линкольнс-Инн-Филдс — в пику Королевской опере на Хеймаркете, где в это время царил Гендель. Именно любви принца Уэльского Фредерика к театру и посвящена новая коллекция Fanfare.
Украшения в коллекции должны составить некую ювелирную идею театра времен принца Фредерика, где зрелищем становилось и то, что происходило на сцене, и то, что происходило в зале, куда приходили не только чтобы увидеть, но и чтобы показать — себя или своих спутников, чтобы попасться на глаза, чтобы стать героем ярмарки тщеславия. Важнейшая социальная сцена, театр интересовал ювелиров Garrard прежде всего своим антуражем: блеск огромных люстр, отражавшийся и в позолоченных декорациях, и в бриллиантах на дамах. Создавая коллекцию, хотели передать атмосферу кулис, гримерок и сцены, лож и партера, а также верхних залов, где публике в антракте подавали прохладительные напитки на серебряных блюдах Garrard.
Центральным образом выбрали веер: и потому, что веер был непременным элементом женского наряда — им играли, за него прятались, им привлекали внимание,— и потому, что веер в те времена был вполне ювелирным предметом, с каркасом из серебра или золота, с инкрустацией перламутром и драгоценными камнями. Ну еще и потому, что с формой веера оказалось интересно работать. В Garrard говорят, что веер привлек их комбинацией таинственности и драматизма и стал тем импульсом, который вызвал к жизни всю коллекцию.
Веера тут появляются везде — кольца, сережки, колье. Коллекция сделана из белого золота, основные камни — это бесцветные бриллианты, но есть веера с рубинами, изумрудами и сапфирами в основании и варианты с ониксом и перламутром.
Кроме вееров, появляется еще один важнейший элемент театра — огромные театральные люстры: то, как в них преломлялся свет, повторяют шандельеры, сережки и колье, с каскадом бриллиантов (комплект так и называется Chandelier). Театральный занавес тоже при деле — движение его драпировок стало мотивом для комплекта Drape. Следующий элемент, который учтен в коллекции, это кисточки — на веере, на занавесе, на множестве других предметов,— важнейшая декоративная штука эпохи. Колье Tassel, одно из центральных украшений коллекции, можно носить, меняя длину цепочек, переворачивая подвеску-веер или даже совсем убирая ее.
Но, конечно, Garrard не был бы Garrard, если бы не отметил и других своих королевских клиентов, уже из следующей, Саксен-Кобург-Готской династии. В некоторых украшениях коллекции Fanfare виден самый узнаваемый мотив Garrard — «бриллианты и точки», diamond-and-dot, с основания любимейшей тиары королевы Елизаветы II, в других появляется мотив королевских регалий — скипетра Британской империи. Так Garrard не только стягивает в одну коллекции всю славную историю своих отношений с британской королевской семьей, но и аккуратно, слой за слоем, разворачивает всю историю британской монархии трех веков и трех династий. Практически как веер.