Castorama заканчивает ремонт
DIY-ритейлер покидает российский рынок
Британская Kingfisher, владеющая сетью магазинов Castorama, объявила об уходе с российского рынка, на котором занимает четвертое место среди продавцов товаров для дома и ремонта. К такому решению компанию могли подтолкнуть плохие результаты работы в стране — она показывала убытки и снижала выручку. С начала года Castorama стала уже вторым DIY-ритейлером, сообщившем о сворачивании бизнеса в России: ранее финская Kesko продала свои магазины «К-раута» лидеру рынка Leroy Merlin.
О предстоящем уходе Castorama из России, Испании и Португалии в среду сообщил владелец сети магазинов — британская Kingfisher. Ее гендиректор Вероник Леви назвала решение сложным, объяснив его планами сосредоточиться на основных рынках, где компания уже является лидером или может занять ведущие позиции. Россия, по словам госпожи Леви, привлекательный рынок, но доля Castorama на нем относительно небольшая.
Castorama, специализирующаяся на продаже товаров для дома и ремонта, работает в России с 2006 года. В отчетности Kingfisher за третий квартал финансового 2018/19 года (закончился 31 октября) указано, что в этот период выручка компании в РФ упала на 6,4%, до £101 млн, операционный убыток составил £8 млн. За 2017 год ООО «Касторама рус», по данным «СПАРК-Интерфакс», снизило выручку на 4%, до 32,49 млрд руб. Начиная с 2014 года ООО показывало чистый убыток, в прошлом году он достиг максимального значения — 2,82 млрд руб.
Согласно рейтингу DIY-ритейлеров «Infoline-Аналитики», в 2017 году Castorama занимала 4-е место после Leroy Merlin (оборот 225,3 млрд руб.), «Петровича» (37,8 млрд руб.) и OBI (36 млрд руб.).
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что последние российские гипермаркеты Castorama открывала в этом году в Казани (в апреле) и в подмосковном Одинцово (в июле). При этом, продолжает он, с сентября прошлого года ритейлер закрыл три магазина — в Уфе, Омске и Краснодаре. В настоящее время, по данным господина Бурмистрова, у Castorama в РФ 18 отдельно стоящих гипермаркетов общей площадью более 225 тыс. кв. м (торговая площадь более 180 тыс. кв. м) и два объекта внутри торговых центров («Золотой Вавилон» в Москве и «Родник» в Челябинске).
Kingfisher уходит не только из России, поэтому причины такого решения вне политики, указывает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
По его мнению, операционный убыток Castorama на российском рынке может объясняться возможными проблемами с поставками, логистикой или сбытом.
В Castorama говорят, что рассматривают разные сценарии ухода из России. Данных по срокам там не оглашают. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева считает, что, вероятнее всего, компания постарается заключить портфельную сделку на все объекты.
«Однако с учетом их разной доходности покупателей скорее заинтересует покупка отдельных магазинов. Мы не исключаем, что объектами могут заинтересоваться новые игроки рынка, которые только планируют выход в Россию»,— сказала госпожа Хакбердиева.
Российский бизнес Castorama господин Ващенко оценивает в £200 млн, или около 17 млрд руб. Михаил Бурмистров дает более высокую оценку — 24–26 млрд руб. Единственным реальным претендентом на гипермаркеты Castorama он считает Leroy Merlin. Именно эта компания в феврале этого года купила у финской Kesko 12 гипермаркетов другого покинувшего Россию DIY-ритейлера — «К-раута». Сумма этой сделки составила 12 млрд руб. Получить комментарий от представителей Leroy Merlin в среду не удалось.
Отечественный рынок товаров для дома и ремонта тем временем демонстрирует динамичный рост. По итогам 2018 года его емкость, по прогнозам «Infoline-Аналитики», увеличится более чем на 7%, достигнув почти 1,5 трлн руб.