Бюджет получит прибавку с ограниченными возможностями
В первом чтении принят основной финансовый документ Ульяновской области
Доходная часть бюджета Ульяновской области 2019 года может увеличиться еще на 7 млрд руб. Об этом стало известно от регионального министра финансов Екатерины Буцкой при принятии бюджета в первом чтении. Впрочем, это не собственные доходы региона, а средства федерального бюджета, направляемые в регион по госпрограммам и нацпроектам. Оппозиция считает, что дополнительные федеральные средства, направленные не на выравнивание бюджетной обеспеченности, не решат проблемы недофинансирования регионального здравоохранения, и голосовать за законопроект отказалась. Эксперты считают бюджет достаточно стабильным и исполнимым, отмечая, что целевые федеральные средства дадут также дополнительный эффект в виде роста налоговых поступлений.
Депутаты Заксобрания Ульяновской области в среду приняли в первом чтении законопроект об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов (основные параметры и доходная часть). Как доложила депутатам министр финансов региона Екатерина Буцкая, доходы бюджета сложились в сумме 52,2 млрд руб., из них собственные доходы региона — 44,3 млрд руб., средства федерального бюджета — 7,9 млрд руб. Из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составят 3,2 млрд руб. (на 168 млн руб. меньше, чем в 2018 году «в связи с укреплением доходной базы региона»), субсидии (1,9 млрд руб.) и субвенции (2,5 млрд). Расходы составят 51,7 млрд руб., профицит — 446 млн руб.
Как уже ранее сообщал „Ъ‑Волга“, основу доходной части дают акцизы (34% всех доходов, 15,1 млн руб., из них 82,2% — от алкогольной продукции, в первую очередь — пиво, и 17,8% — от нефтепродуктов). 24,9% доходов — от НДФЛ и 24% — налог на прибыль. Госдолг на конец 2019 года планируется в размере 24,9 млрд руб. (планируемое снижение — на 171,8 млн руб., что составляет 0,7% от уровня 2018 года). На обслуживание госдолга уйдет 1,3 млрд руб. — на 223 млн руб. больше, чем в 2018 году (из них 1,1 млрд руб. — по обязательствам перед коммерческими банками). Согласно прогнозному плану регионального минфина, предполагается, что к 2030 году госдолг Ульяновской области уменьшится в 1,4 раза, до 17,5 млрд руб.
Счетная палата региона серьезных замечаний не выставила, однако назвала странным рост затрат на обслуживание госдолга (в 2018 году он составил 1,07 млрд руб.), предложив ко второму чтению или откорректировать цифры, или подробно обосновать их.
Выступая перед депутатами, госпожа Буцкая отметила, что доходная часть бюджета может увеличиться еще на 7,1 млрд руб. за счет средств федерального бюджета, общая сумма которых в итоге составит 15 млрд руб. Эта сумма, по ее словам, была запланирована на Ульяновскую область в федеральном бюджете уже во втором чтении на целевые расходы по нацпроектам и госпрограммам.
Лидер фракции КПРФ Айрат Гибатдинов к такому увеличению доходной части отнесся скептически, отметив, что в реальности эта сумма принципиально не решит проблем регионального бюджета, поскольку «еще не известно, достанутся ли эти средства региону». Как он пояснил „Ъ‑Волга“, субсидии по госпрограммам и нацпроектам — целевые, и поэтому, «несмотря на красивую доходную часть», деньги невозможно будет направить на реально дефицитные статьи, такие как здравоохранение или образование, где есть серьезное недофинансирование».
Впрочем, Екатерина Буцкая, подтвердив целевое назначение дополнительного финансирования, заметила, что часть целевых субсидий идет непосредственно на образование и здравоохранение, кроме того, оно может высвободить какие-то средства, если окажется, что в бюджете на софинансирование программ были заложены суммы больше, чем предусматривается госпрограммами (по нацпроектам регион должен обеспечить софинансирование в размере 3% общей суммы расходов). «В каких-то направлениях может получиться, что заложено лишнее, и тогда высвободятся дополнительные средства, а в каких-то, вероятно, придется увеличивать софинансирование для обеспечения обязательств региона по госпрограммам и нацпроектам», — сказала министр. Она также пояснила, что «рост расходов на обслуживание госдолга связан с ожидаемым ростом ставки рефинансирования Центробанка, сегодня она — 7,5%, и планируется дальнейшее ее увеличение». Сейчас, по словам министра, регион использует только бюджетные кредиты, но еще планируется брать коммерческие кредиты для погашения затрат на обслуживание госдолга.
Фактически все стороны — и единороссы, и оппозиция — признали, что бюджет региона напряженный, и по целому ряду статей реальная потребность не обеспечена финансированием (только по льготным лекарствам дефицит составляет 145 млн руб.), поэтому необходимо сокращать расходы и искать дополнительные источники доходов. Вице-спикер Василий Гвоздев заявил, что «надо провести ревизию всей расходной части и исключить лишние расходы на различные форумы, конференции и праздники». При этом он считает, что «если хорошо поработать по доходным источникам, можно привлечь дополнительно до одного миллиарда рублей», конкретно не пояснив, за счет чего. В свою очередь, коммунисты предложили снизить расходы на содержание заксобрания и его аппарата. Фракция КПРФ, назвав бюджет «глубоко дефицитным», заявила, что «за такой бюджет голосовать нельзя». Тем не менее большинством голосов законопроект был принят в первом чтении.
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин считает действия облправительства по максимальному включению региона в федеральные программы «вполне логичными», отмечая, что реализация программ на месте даст дополнительную прибавку бюджету еще и в росте поступления налогов как от компаний, так и по НДФЛ. «В Ульяновской области, где высока доля обрабатывающей промышленности (26%, в то время как в среднем по России — 17%), экономика достаточно стабильна, и поэтому бюджет делается фактически бездефицитным в разумном консервативном варианте», — считает аналитик. Такой бюджет, по его мнению, «вполне исполним», и его доходная часть, скорей всего, в ходе исполнения окажется выше, если не будет повышаться налоговая нагрузка». Что касается госдолга, то, согласно мировым практикам, оценивать его надо не столько по величине и проценту от доходной части, сколько от стоимости его обслуживания, и в этом направлении правительству региона еще стоит поработать, считает эксперт.