Ленобласти придется разгребать мусор
Инициатива депутатов и городской суд создают коллапс в регионе
Деятельность единого оператора в сфере обращения с отходами в Петербурге ГУП "МПБО-2" оказалась вне закона в южной части города. Об этом говорится в кассации, поданной на решение арбитражного суда компанией "Новый свет — ЭКО". Ситуация осложняется тем, что с 1 января 2019 года часть городского мусора должна быть размещена на полигонах Ленобласти. Сейчас власти региона опасаются, что отходы могут быть вывезены в обход действующей схемы, и выступают против возможной отсрочки по выбору оператора для городов федерального значения, которую обсуждают в Госдуме.
Кассационная инстанция удовлетворила жалобу ООО "Новый свет — ЭКО" на решение апелляции относительно конкурса по выбору единого регионального оператора по обращению с коммунальными отходами в Санкт-Петербурге. Таким образом, деятельность оператора ГУП "Завод МПБО-2" в южной зоне Петербурга оказалась под вопросом. Сейчас неясно, как будет осуществляться вывоз, сбор, хранение и сортировка мусора с 1 января 2019 года.
Напомним, что в конце декабря 2017 года комитет по благоустройству объявил конкурс на право выполнять функции единого регионального оператора по обращению с коммунальными отходами в течение 10 лет. Город был разделен на северную и южную части — таким образом, разыгрывались два лота общей стоимостью более 80 млрд рублей. В итоге оба контракта получил ГУП "Завод МПБО-2".
Как ранее сообщал "СПб", в феврале 2018 года арбитраж Санкт-Петербурга и Ленинградской области приостановил соглашение комитета по благоустройству с МПБО-2. В обоснование необходимости принятия обеспечительной меры "Новый свет — ЭКО", который также участвовал в конкурсе по выбору регоператора, просил суд принять во внимание "высокую социальную значимость итогов спорного конкурсного отбора, необоснованное завышение цены которого приведет к многократному возрастанию финансовой нагрузки на жителей Петербурга, и соответственно, нагрузки на бюджет города". В ответ суд постановил запретить комитету по благоустройству и третьим лицам совершать действия, направленные на заключение и исполнение соглашений, заключенных по итогам конкурсного отбора.
Но летом этого года 13-й апелляционный суд признал законным выбор подрядчика по работе с отходами в Петербурге, приняв, таким образом, сторону городского комитета по благоустройству в его споре с "Новым светом — ЭКО".
21 ноября по иску "Нового света — ЭКО" суд отменил итоги конкурса по южной части города — таким образом, кассация подтвердила решение первой инстанции.
В комитете по благоустройству Санкт-Петербурга и в ГУП "Завод МПБО-2" пока не смогли прокомментировать решение суда и прояснить судьбу вывоза мусора из южной части города.
Одновременно с этим в Госдуме РФ в первом чтении был рассмотрен законопроект об отсрочке на три года для городов федерального значения введения схемы единого обращения с отходами.
"Мы категорически против отсрочки начала введения новых схем обращения с отходами, в частности для Санкт-Петербурга. Обсуждение законопроекта об отсрочке для городов федерального значения без учета мнения граничащих с ними регионов является серьезной угрозой и нарушает право жителей области на экологическую безопасность",— заявил вчера губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
По его словам, Ленинградская область, переходя на новую систему обращения с отходами с 1 января 2019 года, не сможет контролировать размещение отходов Санкт-Петербурга на своей территории. Это будет иметь негативные последствия, учитывая, что мегаполис производит две трети мусора, размещаемого на полигонах области.
"Отсрочка для Санкт-Петербурга лишит Ленинградскую область возможности требовать обязательного оснащения петербургских мусоровозов системой ГЛОНАСС для контроля передвижения отходов по территории области. А также не позволит ввести механизм оплаты, подразумевающий компенсацию транспортировки отходов уже после разгрузки мусоровозов на полигонах",— отметил Александр Дрозденко.
Отметим, что в июне 2017 года Ленинградская область заключила соглашение с Санкт-Петербургом, определяющее отношения двух субъектов в сфере обращения с отходами. В нем говорилось о том, что часть мусора из Петербурга будет поступать на полигоны, расположенные в области. Эти отношения касались не только двух субъектов РФ и деятельности двух выбранных единых операторов. Еще на стадии формировании тарифа у компаний возникли разногласия. Так, тариф на размещение мусора на полигонах Ленобласти был утвержден комитетом по тарифам Петербурга на основании расчетов, предоставленных "Спецтранс-1", что не совпадало с тарифом, сформированным АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" (УКООЛО).
В УКООЛО отметили, что "очень обеспокоены сложившейся в городе ситуацией, связанной с деятельностью единого оператора в Петербурге".
"В решении кассационного суда и в возможной отсрочке для городов федерального значения принятия единой схемы обращения с отходами мы видим ряд рисков,— пояснили в пресс-службе компании.— Например, что в результате этого начнется бесконтрольный ввоз мусора в Ленобласть в обход регионального оператора — то есть нас".
Полную версию см. на spb.kommersant.ru