Мировая экономика прошла пик незаметно
Глобальный рост замедлится уже в следующем году
Темпы роста мировой экономики в 2019–2020 годах будут ниже, чем в этом, следует из обновленного прогноза Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). Сначала замедление коснется развивающихся рынков, затем, по мере исчерпания программ стимулирования, оно распространится и на развитые страны. В 2020 году рост в США может составить всего 2,1%, в зоне евро — 1,6%, а в Китае — 6%, полагают в ОЭСР.
Вслед за Международным валютным фондом ОЭСР представила свой несколько пессимистичный прогноз для глобальной экономики. Из него следует, что мировая экономика прошла свой локальный пик и в следующем году вырастет лишь на 3,5% — а не на 3,7%, как ожидалось еще в мае. Таким же будет прирост и в 2020-м. Таким образом, завершающийся 2018 год с его 3,7% может остаться пиковым в среднесрочной перспективе. «Для многих стран снижение темпов роста было бы естественным, учитывая крайне низкие уровни безработицы, однако растущие риски могут подорвать этот сценарий "мягкого" замедления»,— отмечают в ОЭСР. «Пока немногие из индикаторов указывают на то, что спад будет более существенным, чем ожидается, однако риски достаточны для того, чтобы вынести предупреждение»,— указывает главный экономист организации Лоуренс Бун.
В следующем году пострадать могут, в первую очередь, развивающиеся экономики — такие как Турция, Аргентина и Бразилия. Ужесточение монетарной политики и укрепление доллара США несут для этих стран дополнительные риски, однако уже в 2020-м виновниками снижения темпов глобального роста станут в первую очередь развитые рынки, которые столкнутся с исчерпанием программ стимулирования (как фискальных, так и монетарных) и с последствиями снижения объемов мировой торговли. К 2021 году, по оценке ОЭСР, введение США 25-процентных пошлин на весь китайский импорт и принятие Китаем аналогичных мер будут стоить глобальной экономике 0,5% ВВП (ситуация неопределенности приведет также к более низким объемам инвестиций). Потери США при этом составят 0,8% ВВП, Китая — 1% ВВП. Примечательно, что рост мирового фрахта (это 80% всех перевозок) уже замедлился с примерно 6% в 2017-м до менее чем 3% в этом году.
Пересмотр пока не коснулся прогноза по США — 2,9% роста в 2018-м, 2,7% — в 2019-м и 2,1% — в 2020 году. По зоне евро прогноз снижен на 0,1 процентных пункта на этот и следующий годы (до 1,9% и 1,8% соответственно). В 2020-м рост и вовсе может составить 1,6% (для сравнения, в 2017-м — 2,5%), наиболее сильные корректировки — по Германии и Италии. Экономика Великобритании, напротив, вырастет на 1,3% в 2018 году, в следующем году рост ускорится до 1,4% — хотя еще в сентябре прогнозировалось замедление роста до 1,2%.
Оценка роста китайского ВВП на 2018–2019 годы снижена на 0,1 процентных пункта, до 6,6% и 6,3% (на 2020-й — до 6%). Причинами замедления станут не только торговый протекционизм, но и борьба с теневым банкингом, а также ограничения на реализацию инвестпроектов региональными властями. Смягчение финансовых условий может облегчить ситуацию, однако грозит ростом рисков, связанных с долговой нагрузкой. Более серьезное проседание китайской экономики, особенно если это вызовет панику на финансовых рынках, несет в себе существенный глобальный риск, предупреждают в ОЭСР. Прогнозы для Индии на этот и следующий год ухудшены до 7,5% и 7,3%, для Бразилии — до 1,2% и 2,1%.
По России снижена оценка лишь на этот год — с 1,8% до 1,6%, прогноз на следующие два года не изменился и составляет 1,5% в 2019-м и 1,8% в 2020 году. ОЭСР ожидает, что в этом году потребительские расходы в РФ вырастут на 2,6%, государственные — снизятся на 0,9%, капвложения предприятий увеличатся на 2,3%, экспорт вырастет на 5,7%, а импорт — на 5%. Основной рекомендацией для России в таких условиях ОЭСР считает временное ужесточение монетарной политики для предотвращения роста инфляции.
Инвесторы больше не верят в рост
Угроза торговой войны между США и Китаем и повышение ставок угрожают мировой экономике, считают крупнейшие международные инвесторы. Ожидающих замедления роста мировой экономики в настоящее время столько же, сколько их было десять лет назад, когда мировой финансовый кризис находился в острой фазе.