Бренды держат марку
Международные fashion-ритейлеры не спешат уходить из России
Несмотря на сложную экономическую обстановку и постепенный уход из России крупных международных розничных сетей, некоторые зарубежные продавцы по-прежнему считают местный рынок привлекательным. Аналитики отмечают небольшой прирост новых иностранных торговых марок, в первую очередь в сегменте fashion-ритейла. Но, отмечают эксперты, рентабельность бизнеса остается низкой из-за санкций и ослабления рубля.
Во второй половине 2017 года и первом полугодии 2018-го международные ритейлеры открыли в России на 235 точек больше, чем закрыли, говорится в исследовании «Магазина магазинов», предоставленном “Ъ”. Такая положительная динамика наблюдается впервые за последние три года, утверждают аналитики. Прирост произошел до начала новой масштабной волны санкций в отношении РФ, на ситуацию также повлияли снижающиеся процентные ставки по корпоративным кредитам, поясняют в компании. К лету этого года на российском рынке появились такие новые бренды, как, например, Disney Store, Coach, Karl Lagerfeld. За этот же период свои магазины в России закрыли, в частности, Nautica, Oxette, Jennyfer.
Самыми активными оказались сегменты fashion-ритейла и товаров для детей. Следом идут сети ресторанов и кафе, обувные компании и, на последнем месте, товары для дома (об уходе DIY-сети Castorama см. статью «Castorama заканчивает ремонт»). В сегменте бытовой техники и электроники за этот период не появилось ни одного нового бренда — правда, все наиболее значимые игроки уже присутствуют в России.
По данным CBRE, с 2014 года и до сегодняшнего момента около 45% всех новых брендов в России появились именно в сегменте «одежда и обувь». Но, настаивают в CBRE, на втором месте находятся парфюмерно-косметические сети: их открылось 14% от общего количества иностранных брендов.
В категории «кафе и рестораны» доля новых марок составила около 10%, и только потом с показателем 8% — продавцы детских товаров и аксессуаров. «Такая структура связана с потребительскими предпочтениями российских покупателей, уделяющих большое внимание стилю и внешнему виду, что и обуславливает востребованность fashion-брендов»,— считает директор отдела торговой недвижимости CBRE Марина Малахатько. С другой стороны, аналитики Knight Frank заявляют, что товары для детей — перспективное направление, на которое делают ставку многие российские ритейлеры. «Дети растут, им требуется обновление гардероба, и такой экономии, как у взрослых, не получится»,— комментируют в Knight Frank.
Развитие зарубежных брендов в сегменте общепита тоже объяснимо. «Во время кризиса 2014–2016 когда, когда потребитель начал больше времени проводить дома, сокращать покупки еды на вынос и приготовился экономить, мы видели рост покупок среди россиян муки и масложировых продуктов,— пишут в своем отчете аналитики GfK Rus.— Сейчас же, судя по росту оборотов ресторанного бизнеса на 4%, потребитель вновь ищет удобство и экономию времени (и предпочитает чаще есть в ресторанах и кафе, а не дома.— “Ъ”)».
Несмотря на развитие в РФ международных ритейлеров, рентабельность их бизнеса остается низкой из-за новой волны санкций во второй половине 2018 года и продолжающегося ослабления курса рубля, отмечают в «Магазине магазинов». В Knight Frank также уверены, что отсутствие новых качественных торговых площадей и неблагоприятная экономическая ситуация в России продолжат сдерживать выход на рынок новых марок.
В CBRE приходят к выводу, что количество брендов на российском рынке постепенно снижается. При этом, прогнозируют в компании, в 2019 году в страну придут международные ритейлеры премиум-сегмента и массмаркета. «Иностранные сети продолжают выходить в РФ в основном через локальных партнеров. Учитывая умеренный рост показателей розничной торговли в стране, Россия все равно остается для сетей одним из самых интересных рынков Восточной Европы»,— заключает госпожа Малахатько.