Трое из дворца
Rolls-Royce для парадных выездов
Современные владельцы "Роллс-Ройсов", а конкретно — те, кто ездит с личным водителем, по известным причинам предпочитают сохранять инкогнито, в чем им помогают шторы или тонировка на стеклах. Возможно, именно поэтому у нас и не распространены открытые версии, позволяющие хозяину автомобиля покрасоваться на публике.
То ли дело раньше. Владелец мог достойно предстать в открытом Rolls-Royce, даже если он сидел на заднем диване. Специально для подобных заказчиков существовал тип кузова "ландоле", у которого открывалась не вся крыша целиком, а только пространство над пассажирами. Шофер же оставался под жесткой крышей. Такой кузов сохранился еще от эпохи карет и экипажей, и было в нем что-то благородное и аристократичное, в духе европейских монархий. В Америке, наоборот, любили кузов типа "таун-кар", с закрытым пассажирским отделением и открытым шоферским. Но были и "таун-кары" с полностью убирающимся верхом.
Сейчас ландоле и таун-кары уже окончательно вытеснены банальными седанами, поэтому приобрести открытый Rolls-Royce для езды с шофером можно только на аукционе олдтаймеров. Например, на торгах Arizona, устраиваемых аукционным домом RM Sotheby's 17 и 18 января 2019 года.
1923 Rolls-Royce 40/50НР Salamanca
Этот "Роллс-Ройс" необычен тем, что построен не в Великобритании, а в США на филиале завода в Спрингфилде, штат Массачусетс. И в его дальнейшей истории было много чего специфически американского.
Заказчиком и первым владельцем автомобиля был некий Чарльз Сэбин. О нем нам почти ничего не известно. Зато следующий хозяин славу обрел весьма своеобразную. В 1927 году им стал Инок Льюис "Наки" Джонсон - политический босс Атлантик-Сити и Нью-Джерси, шериф Атлантик-Сити и Нью-Джерси, республиканец, бизнесмен, коррупционер и мафиози, связанный с нелегальной продажей алкоголя во времена сухого закона и контролем над азартными играми и проституцией. Из всех ипостасей "Наки" главной и определяющей все же была должность политического босса. Чтобы читателю не надо было лезть в интернет за объяснением этого термина, скажем сразу, что политическим боссом в американской системе назывался человек, облеченный властью над избирательным округом и обладавший значительным влиянием в политических процессах. Если кратко, то там, где политические боссы, там и мафия. А там, где мафия, там и голливудский режиссер Мартин Скорсезе, снявший о жизни "Наки" телесериал под названием "Подпольная империя", где "Наки" сыграл Стив Бушеми, специализирующийся в основном на отрицательных героях.
Не очень понятно, зачем такому авторитетному и не бедному человеку понадобился подержанный "Роллс-Ройс", тем более что в 1927 году уже выпускалась новая и более мощная модель Phantom. Возможно, у предыдущего хозяина автомобиль "вежливо" забрали, но этого нам уже никто не скажет. От тех времен у "Роллс-Ройса" осталось "на память" только входное пулевое отверстие чуть ниже лобового стекла со стороны левой передней двери, лучше любого Скорсезе говорящее об опасном образе жизни "Наки" Джонсона. Сам Джонсон уцелел в лихие двадцатые, избежал наказания со стороны закона и умер своей смертью в 1968 году в возрасте 85 лет.
Дальнейшая история автомобиля покрыта мраком, но нам удалось выяснить, что на торги этот "Роллс-Ройс" выставляется уже не в первый раз. Еще в 2009 году он ушел с молотка на Leake Auctions за 225 000 долларов, а теперь стал лотом на торгах Arizona, устраиваемых аукционным домом RM Sotheby's.
Действие телесериала "Подпольная империя" начинается в 1920 году в Атлантик-Сити, за несколько часов до вступления в силу сухого закона. В фильме задействованы в основном автомобили американских марок, а Rolls-Royce мелькает только в паре сцен, и это не красная Salamanca, а лимузин голубого цвета. Хотя можно было бы и снять настоящий автомобиль "Наки" Джонсона.
Снимок из New York Evening Journal. Второй справа в светлом костюме - Инок Льюис "Наки" Джонсон, а третий в темном - не кто иной, как Аль Капоне. Фотограф заснял обоих во время прогулки по Атлантик-Сити в сопровождении неизвестных личностей. Фотография давно стала хрестоматийной для иллюстрации такого явления, как слияние власти и мафии.
1923 Rolls-Royce 40/50НР Salamanca
|
1967 Rolls-Royce Phantom V State Landaulet
Генеральный секретарь Румынской коммунистической партии Николае Чаушеску может по праву считаться одним из самых "долгоиграющих" диктаторов: придя к власти в 1965 году, он оставался у руля до 1989 года, когда был смещен и расстрелян в результате государственного переворота. Западная пресса называла Чаушеску "коммунистический император", и, к слову, он этому прозвищу соответствовал: Николае скорее вел образ жизни настоящего европейского монарха, а никак не коммуниста. Как и многие диктаторы, после себя Чаушеску оставил не только дворцы, резиденции, драгоценности и счета в банках, но и коллекцию дорогих автомобилей. Среди них мог бы оказаться и этот "Роллс-Ройс", но судьба распорядилась иначе.
Название State Landaulet можно дословно перевести как "государственное ландоле", но куда лучше подошло бы слово "державное", ведь такой автомобильный символ могут позволить себе далеко не все государства, а только самые сильнейшие из них. Всего таких ландоле на базе модели Phantom V изготовили только пять. "Румынский" шел четвертым по порядку.
Заказ на ландоле был получен из Бухареста в конце 1966 года. Тогда прошло чуть больше года, как умер многолетний руководитель Румынии Георге Георгиу-Деж, которого на посту лидера партии сменил Николае Чаушеску, а на должности председателя госсовета - Киву Стойка, которого хитрый и коварный Чаушеску сместил уже через пару лет. Удивительно, что в столь сложной политической обстановке у румын еще нашлось время заказать "Роллс-Ройс". Не иначе как решили последовать примеру вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина, предпочитавшего именно эту автомобильную марку из всех прочих.
Но в то время Николае Чаушеску был еще далек до образа "коммунистического императора", а скорее походил на обычного партийного бюрократа, которому всячески требовалось демонстрировать свою близость к рабочему классу. Как-то раз он даже лично прокатился за рулем малолитражки Dacia - румынского "народного автомобиля". Поэтому появление такого символа капиталистического мира, как ландоле марки Rolls-Royce, оказалось не ко времени и не к месту.
В марте 1967 года британская фирма уведомила заказчика, что автомобиль будет готов через три недели, но тут румынские чиновники начали открещиваться от него как черт от ладана - принимать ландоле они категорически отказались, несмотря даже на то, что "Роллс-Ройс" был полностью оплачен. За всю историю британского автопроизводителя такой случай произошел в первый и последний раз, но, к чести англичан, они все же доставили ландоле в Бухарест. Там злополучный Rolls-Royce задвинули куда подальше, а потом и быстро избавились от него: через год автомобиль с пробегом всего 1100 миль вернули на фирму, попросив взамен модель поскромнее.
Новым владельцем ландоле стал большой поклонник марки - Эрл Хиф из Пенсильвании. Автомобиль попал в хорошие руки: в течение двадцати лет он регулярно обслуживался, о чем говорят бережно сохраненные счета. Более того, Эрл Хиф использовал ландоле "по прямому назначению", дважды предоставляя его для поездок королевы Елизаветы II во время посещения Каймановых островов и Бермуд, а также для монакской принцессы Грейс Келли во время ее визита в США. Всего мистер Хиф накрутил на "Роллс-Ройсе" более 50 000 миль, еще немного наездили последующие владельцы, а сейчас одометр показывает 61 810 миль.
С 1968 года получившего абсолютную власть Николае Чаушеску стали подобострастно величать "кондукэтором", что можно перевести как "предводитель" или "вождь". Позже его начали называть еще и "гений Карпат", а период его правления - "золотой эрой". Политические противники дали ему прозвище "балканский Сталин", но для самого Чаушеску это было скорее комплиментом.
1967 Rolls-Royce Phantom V State Landaulet
|
1989 Rolls-Royce Silver Spirit I Emperor State Landaulet
К началу девяностых такой тип кузова, как ландоле, уже окончательно вышел из моды и перестал использоваться даже главами государств для торжественных проездов. Исключениями оставались разве что британская королева Елизавета II и Папа Римский, но их, как говорится, положение обязывало.
Еще интерес к автомобилям с кузовом типа "ландоле" наблюдался у отдельных личностей, причем на самом краю света - в Австралии. Стефан Берри из Сиднея задумал проект Chauffeur of Dreams, результатом которого и стало превращение обычного серийного Rolls-Royce Silver Spur в ландоле с громким названием Emperor State Landaulet. Все работы выполнила британская кузовная фирма Hooper - один из придворных производителей кузовов для Rolls-Royce. Как и положено в таких случаях, автомобиль разрезали в поперечной плоскости, удлинили, но не стали делать глухую вставку между дверьми, как в дешевых свадебных стретч-лимузинах, а очень гармонично и пропорционально удлинили обе двери. Естественно, пришлось изготовить и новые рамки стекол, и сами стекла, что в конечном счете сказалось на бюджете. Ландоле сдали заказчику 11 ноября 1992 года, а подсчитанная к тому времени общая стоимость проекта составила более миллиона долларов, и совсем не австралийских. Эксклюзивный и существующий в единственном экземпляре автомобиль получил собственное название - Silver Spirit I Emperor State Landaulet, хотя создавали его на базе Rolls-Royce Silver Spur.
Странности на этом не закончились. Время показало, что вложение денег оказалось невыгодным. Однажды этот "Роллс-Ройс" уже уходил с торгов - это было в 2010 году в Лондоне, когда на аукционе RM Auctions распродавалось собрание автомобилей, принадлежавшее кузовной фирме Hooper. В этой коллекции оказалось и ландоле, видимо возвращенное судьбой на фирму, его изготовившую. Тогда за автомобиль выложили всего 67 200 фунтов стерлингов. Новым владельцем стал Джон Элиссон из Сан-Диего, обладатель целой коллекции старинных автомобилей, известной как The Calumet Collection. Смена страны пребывания отразилась и на внешнем виде: на крыле появился звездно-полосатый флаг. Но в 2018 году пришло время распродажи и этого собрания олдтаймеров, поэтому ландоле скоро снова сменит хозяина.
Rolls-Royce Silver Spur являлся удлиненной версией модели Silver Spirit, выпускавшейся с 1980 по 1999 год. Название переводится как "Серебряная шпора", что весьма необычно для марки, у которой почти все автомобили - сплошь серебряные духи, призраки, облака и рассветы. В истории Rolls-Royce "шпора" отметилась тем, что стала первой моделью с убирающейся вниз фигуркой "Дух экстаза".
Слово Calumet можно встретить в разных частях Америки. Это и промышленный район у озера Мичиган, и города в разных штатах, и даже названия колледжей. Изначально французским словом "калюме" назывался тростник, из которого индейцы делали "трубку мира". Предложение чужестранцу выкурить "трубку мира" всегда было знаком доброжелательности, а отказ рассматривался как проявление враждебности.
1989 Rolls-Royce Silver Spirit I Emperor State Landaulet
|