Верхние вольты
Электричество смотрит нам в лицо
При известной доле воображения, совпадения можно обнаружить буквально на каждом шагу. Вот и на сей раз. Наша командировка по империи Porsche в Цуффенхаузене и Вайссахе началась в Штутгарте с заселения в довольно приличный отель в центре с видом на парк. Правда, на задворках отеля на разбегающихся в разные стороны улицах раскинулся турецкий квартал, о чем свидетельствовали вывески и кальяны даже в пивных. Все бы ничего, да вот только цель нашей поездки посвящена первому электрическому Porsche под названием Taycan, а слово это имеет турецкое происхождение и означает примерно "быстрый и энергичный, как жеребенок". Так что судите сами.
С названием Taycan компания определилась не сразу. В сущности, это концепт Mission E, оглушительная премьера которого произошла в 2015 году на автошоу во Франкфурте. "Оглушительная" мягко сказано. Разработка "Миссии" велась под столь строжайшим секретом, что о предстоящем показе мало кто знал даже в руководстве Porsche.
Гриф "секретно" витал и над нашей поездкой. Нам показали первую сборочную линию Taycan в Цуффенхаузене, в том самом цехе, где собирали гиперкар 918 Spyder и тоже в обстановке строжайшего секрета. Съемки запрещены, а обе камеры смартфонов всех приглашенных заклеили специальными наклейками. Ни одного собранного автомобиля нам не продемонстрировали, хотя, судя по всему, они стояли рядом, накрытые чехлами. Не показали, несмотря на то, что, как сообщили на самой презентации, ходовые прототипы уже без камуфляжа в количестве 200 экземпляров совершают испытательные пробеги по всему миру, накатав в общей сложности около шести миллионов километров, а ролики таких поездок вполне доступны в YouTube.
Я не знаю, как был устроен сборочный цех Porsche 918 Spyder, но место сборки Taycan цех не напоминает вовсе. Во-первых, здесь абсолютно ровный пол, во-вторых, никакого конвейера, в-третьих, сверху тоже ничего не висит, потолок вообще довольно низкий. Каждый собираемый Taycan перемещается на независимой платформе FTS (driverless transport systems). В центре ее стоит стол, на котором закреплено днище машины. Стол может подниматься и опускаться, наклоняться под сильным углом. Последнее, как нам объяснили, очень важно, поскольку вы не должны вставать под машиной для работы, вытягивать руки вверх и, соответственно, уставать. Просто наклонил ее под удобным углом, прикрутил все что надо, обошел вокруг, наклонил в другую сторону и т. д. И в самом деле выглядит очень убедительно. Кроме того, отсутствие конвейера объяснили и соображениями безопасности: часть работ проходит под высоким напряжением.
Будущее уже началось
Итак, что же нам показали? Не так уж много в принципе, но мы определенно присутствовали при историческом моменте. Сама тема мероприятия в переводе звучала "как Taycan изменит компанию Porsche", а подзаголовок - "двигаясь в эру электричества". Что-то подобное всплыло из школьных учебников истории: "...плюс электрификация всей страны".
На самом деле все очень серьезно. Накануне нашего приезда Porsche объявил о своем намерении потратить шесть миллиардов евро к 2022 году на электромобили и все, что с ними связано. Удвоив таким образом сумму, объявленную годом ранее. И они могут легко себе это позволить: пределам роста продаж Porsche в Китае — на рынке номер один — и края не видно. Кроме того, в Поднебесной тоже взяли курс на электрификацию.
Скромный по размерам цех, который мы посмотрели - не без ностальгии о канувшем в Лету 918 Spyder, - это первая ласточка. Вокруг в Цуффенхаузене создаются новые площадки для производства Taycan: кузовная, покрасочная, монтажная. Существующий завод по производству двигателей расширяется для производства электрических трансмиссий. Как принято говорить, создается новый кластер. Компания нанимает 1200 человек персонала, лишь одна треть из которых ранее работала в Porsche. Промышленное производство Taycan должно начаться в следующем году и достигнуть 20 000 единиц в течение первого полного года с возможностью подняться впоследствии до 30 000 единиц. Впрочем, на бензиновой классике мы тоже еще поездим: к 2022 году в Porsche обещают лишь половину всех автомобилей сделать либо полностью электрическими, либо гибридными.
Без звука и запаха
Вокруг Porsche Taycan, судя по всему, не зря поднят хайп. Это самый настоящий Porsche от бампера до бампера, немного футуристический, но скоро привыкнем. В производственной линейке он находится в категории Saloon вместе с Panamera и внешне действительно немного напоминает ее в профиль. На этом сходство заканчивается. Taycan отличается сильно опущенным, как в 911-м, капотом и абсолютно "космическими" передними огнями, скомпонованными с воздухозаборниками в единое целое. Надеюсь, сохранятся исключительной красоты аэродинамические диски с белым ободом и распахивающиеся на манер Rolls-Royce двери. Предусмотрен даже звук "выхлопа". В Taycan звук будет как настоящий и станет транслироваться не только в салон, но и наружу. Было бы неплохо еще почувствовать запашок высокооктанового бензина во время зарядки электричеством! Не дома, конечно, - представьте аромат бензина ночью в течение шести-восьми часов, - но хотя бы в дороге: на автострадах Porsche обещает подзарядку быстрее чем за 15 минут.
Благодаря отсутствию ДВС в Taycan вдвое больше пространства для багажных нужд. Но самое интересное в интерьере: в силу особенностей устройства электромобиля посадка водителя будет такой же низкой, как и на 911. Известны и некоторые детали: например, высокий центральный тоннель с тачскрином поделит передний ряд на два кокпита; по всей длине "парты" растянется дисплей, а сама панель приборов будет полностью цифровой, но в хорошо узнаваемом дизайне. Задним пассажирам будет не менее комфортно: в массивном полу из батарей будут предусмотрены две ниши: т. е. ваши ноги будут стоять не на батарейках, а фактически на днище, как и в автомобилях с ДВС.
Забавно, на презентации нам говорили, что вопрос о производстве Mission E Cross Turismo, электрического собрата Panamera Sport Turismo, пока открыт, но стоило нам вернуться в Москву - пришло подтверждение: быть!
Изменит ли Taycan компанию Porsche? Конечно, изменит. Можно сказать, уже изменил, несмотря на завесу секретности и некоторую осторожность официальных лиц: мол, мы сейчас все это делаем, но кто знает, куда повернется мир?
Не говорят о веревке
Если топливные гиганты создали сети автозаправок, то с электричеством все иначе: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В Европе ведущие автопроизводители - Porsche, Audi, BMW, Daimler и Ford - основали совместное предприятие Ionity. Целью проекта является строительство и эксплуатация 400 станций быстрой зарядки вдоль основных европейских транспортных магистралей к 2020 году. Строительство началось в прошлом году. В США Porsche также работает над созданием инфраструктуры быстрой зарядки.
В Вайссахе - назовем этот город силиконовой долиной Porsche - нам показали мобильные зарядные комплексы мощностью в 350 киловатт, состоящие из четырех внушительных кубов, самым крупным из которых оказался трансформатор, и довольно элегантной на вид зарядной станции, напоминающей hi-tech... виселицу. По мере развития Ionity такие "виселицы" должны покрыть Европу с интервалом в 120 километров. Причем появятся они не только на традиционных заправках, но и на парковках перед отелями, торговыми центрами и т. д.
Все это будет непременно воплощено в жизнь, можно не сомневаться. Кое-какие вопросы остались, конечно же. Но по сравнению с увиденным и, главным образом, услышанным они слегка отодвинулись на задний план. Зададим их потом, когда красавчик Taycan изменит компанию Porsche окончательно.