А у нас на кухне газ, а у вас?
Кому на Руси жить хорошо
Почему пустеют стенды международных автомобильных выставок, все ли скоро пересядут на электросамокаты, что лучше - газ или электричество, что выбрать - SUV или SAV, могут ли в Китае любить маленькие автомобили, и Москва - это Россия или не совсем? Все это мы попытались выяснить у топ-менеджеров разных автомобильных компаний.
Андреас Цюган, директор департамента разработок внедорожников Mercedes-Benz
У Mercedes-Benz много внедорожных моделей. Если говорить про GLC или GLA, то они следуют современному тренду, который так нравится людям, - высокая посадка водителя, простота управления, безопасность, много места и все такое. Но говоря о новом GLE, мы отталкиваемся от истории модели и хотим показать, что это все еще SUV, то есть Sport Utility Vehicle, а не SAV, то есть Sport Activity Vehicle. И это хорошая возможность продемонстрировать внедорожные качества, на которые способен Mercedes-Benz.
Конечно, дизайн нового продукта должен быть привлекательным. Потому что если клиенту не понравится дизайн, неважно, какие там у машины будут характеристики, - ее все равно не купят.
Большая часть наших клиентов каждый день ездят по обычным дорогам, стоят в пробках. Но осознание того, что они могут поехать куда угодно, при этом оставаясь в машине в абсолютной безопасности, какая бы ситуация ни возникла, дает людям очень важное чувство, чувство уверенности.
Сегодня продается много разных внедорожников. Но чаще всего эти машины всего лишь предлагают некоторые внедорожные возможности. Мы же сделали автомобиль, который извлекает пользу из своих внедорожных качеств при поездках по обычным дорогам. Мы не увеличиваем функции, мы увеличиваем возможности автомобиля.
Теперь у Mercedes-Benz есть еще и внедорожник с электрическим типом привода. Он не конкурент уже существующим внедорожным моделям с ДВС. Это просто расширение нашего предложения.
Самое сложное в работе над новой моделью - следовать пожеланиям клиента. Например, покупатели простят добавить ту или иную функцию, которой раньше не было. И это порой бывает очень сложно. Или вот - просили, чтобы автомобиль стал еще более комфортным. И мы увеличили колесную базу на восемь сантиметров. Это было непросто, но задним пассажирам теперь стало очень вольготно.
Больше всего в своей работе мы с коллегами любим день премьеры автомобиля. День, когда ты впервые показываешь новую машину публике. Ради этого момента мы работаем пять лет.
Джим ДеЛука, генеральный директор Vinfast
Уже примерно год я живу в Хайфоне - на территории нашего производства есть административные здания, вот туда я и переехал. Вьетнам сегодня - это мой дом. Тут мне нравятся люди, я люблю местную культуру, интересуюсь историей страны. Это прекрасное место и для работы, и для отдыха.
Я тридцать семь лет в этом бизнесе. И я рос профессионально, регулярно посещая автомобильные выставки. Я надеюсь, что ситуация, когда многие автопроизводители отказываются от участия в автосалонах, не станет трендом. Автошоу - отличная возможность увидеть все самое последнее и все самое лучшее, что может предложить индустрия. Именно поэтому свои новинки мы показали в рамках Парижского автосалона.
Во Вьетнаме есть своя автомобильная выставка. И наша компания обязательно покажет там свои машины. Но премьерный показ мы сделали в Европе, чтобы представить наши модели на международном уровне. И наша презентация была весьма незаурядная. Мы начали с небольшой развлекательной части: танцоры из Вьетнама в традиционных костюмах рассказали публике на языке танца о традиционным Вьетнаме, и это было захватывающе. Затем мы кратко рассказали о компании Vingroup и ее дочернем подразделении Vinfast, а потом Дэвид Лион, которые руководил работой дизайнеров, рассказал о своей работе над машинами, а затем обе наши новинки, седан LUX A2.0 и внедорожник LUX SA2.0, выехали на сцену.
А чтобы сделать наше мероприятие еще более незабываемым, мы пригласили двух особенных гостей на сцену - мисс Вьетнам, олицетворение красноты и стиля, и мистера Дэвида Бэкхема, олицетворение мастерства и превосходства. И это те самые качества, которыми обладают автомобили Vinfast.
Дэвид Бэкхем был топовым игроком в футбол, он и сегодня лидер. Вот почему Дэвид был здесь. Надо сказать, что прежде он посетил Вьетнам, и ему очень понравилось страна. Так же как и наши автомобили. Мы описали ему наше видение того, как мы планируем создавать первый вьетнамский автомобильный бренд. Он был впечатлен и согласился принять участие в нашем мероприятии.
Производство автомобилей начнется уже летом 2019 года, в конце августа - начале сентября мы будем готовы показать серийную машину. Сейчас мы полностью сконцентрированы на вьетнамском рынке, но мы уже омологировали модели для продажи за границами Вьетнама, так что следите за нашими новостями, чтобы знать, где и когда их можно будет купить. Я не могу сейчас назвать цену, но это будет очень привлекательным предложением для покупателей, поверьте мне.
Штефан Тойхерт, генеральный директор "BMW Group Россия"
Это второй раз, когда я работаю в Москве, второй раз, когда мне выпадает честь стать частью этой команды. Как будто после длительного отпуска вернулся.
Если нужно много работать, то делать это надо весело. И тогда придет успех.
Концепция автошоу более не привлекательна так, как была привлекательна раньше, лет двадцать назад. Сегодня есть интернет, а это - онлайн-диалог с клиентами, интерактивное общение. Именно поэтому концепция автомобильных выставок меняется. Продавцу нужно быть там, где находятся его покупатели, поэтому во время маркетинговых активностей он должен использовать все способы рассказать о своем продукте. Но ничто не заменит личного опыта. Важно давать людям возможность попробовать наши машины. Не только посидеть в них, но и проехаться. Это дает гораздо больше эмоций.
Все новинки BMW важны для российского рынка. Например, Z4 и 8-я серия. Для "восьмерки" у нас не будет большой квоты в России, но эта модель - стилеобразующая. Она для фанатов марки, которые всегда хотят чего-то особенного, роскошный автомобиль, за рулем которого ты испытываешь роскошные же переживания. Две другие наши последние новинки - Х5, модель, которая всегда была важной для российского рынка, лидер сегмента на притяжении десятилетия, эталон для других X-моделей. Ну а в следующем году начнутся продажи BMW Х7. И не забудем про новую третью серию - ее продажи всегда высоки, сейчас эта модель у нас третья по популярности. И это автомобиль с великой историей - представлено уже седьмое поколение! Успех всей компании BMW начался именно с третьей серии.
BMW - пионер электромобильности. Мы начали активно развиваться в этой сфере больше пяти лет назад, представив BMW i3. Сегодня без малого треть миллиона наших машин уже ездят по миру, в то время как остальные компании пока только презентуют свои электрокары.
К 2021 году в нашей линейке будет пять полностью электрических моделей, среди которых MINI Countryman, BMW iX3, BMW iNext, BMW i4. А спустя еще четыре года число электрифицированных моделей достигнет 25, и половина из них будут полностью электрическими.
Если вы посмотрите на российский рынок, то увидите, что спрос на такие электромобили небольшой. Самый большой страх покупателя электромобиля в России - "я стою на шестиполосной дороге в пробке, и моя батарея пуста". Слишком слабо развита инфраструктура, нет поддержки со стороны правительства для активного развития этой сферы. За последние тридцать лет в России зарегистрировано всего 2700 электромобилей. Это очень небольшие объемы, чтобы всерьез приходить на этот рынок. Тем не менее в нашей российской линейке электромобили тоже представлены. Так что, если клиент заинтересован, у нас есть что предложить.
Ближайшие двадцать лет, я думаю, у нас все еще будут сосуществовать разные двигатели: бензиновые, дизельные, гибридные, полностью электрические. Сегодня объемы выпуска машин с двигателями внутреннего сгорания остаются на высоком уровне. К тому же разные страны имеют свой взгляд на развитие мобильности. В России много обсуждают газовые двигатели, и это абсолютно логично: надо использовать те ресурсы, какие в стране есть. Посмотрите на грузовики, автобусы, тяжелую технику - это все дизели. Если есть возможность перевести их на более экологически дружелюбную технологию, то почему бы этого не сделать? Кто-то развивает водородное направление... Решений много. Стопроцентно верного варианта, по какому пути надо двигаться, до сих пор не найдено.
Россия - стана контрастов. У вас есть все с обеих сторон. От минус 50 до плюс 40. От гор до пустынь. У вас огромная страна - девять часов до Владивостока лететь. Восемь часов разницы во времени с Москвой, а вы все еще в России. Страна мне очень интересна. Не только Москва, потому что Москва - это не Россия, как известно. Русские люди очень общительные и уважительные друг к другу. Но, чтобы узнать кого-то поближе, все равно должно пройти какое-то время. Но когда ты сблизился с человеком, то можешь найти себе друга на всю жизнь.
В любой, даже самой отрицательной новости можно найти что-то положительное. И мое вдохновение в работе - найти эту возможность, придумать что-то новое, что поможет развивать нашу компанию и самих себя дальше, несмотря на те сложности, с которыми мы сталкиваемся и которые не могут на нас не влиять.
Даниэль Лескоу, глава подразделения брендинга и продуктового менеджмента марки smart
Марка smart - это больше чем автомобили, это действительно стиль жизни. Разные люди в разных странах по-разному воспринимают наш бренд. Есть рынки, где более чем прохладно относятся к небольшого размера машинам, но даже там smart воспринимают либо просто хорошо, либо "на ура". В качестве примера могу привести китайский рынок. Там, как всем известно, любят большие автомобили. Тем не менее smart в Китае довольно популярный бренд среди истеблишмента. У нас там очень высокие продажи. И если вы спросите людей на улице, что это за марка, показав ей наш автомобиль, 90 процентов ответят вам безошибочно. Это хороший пример того, как на рынке, где покупатели уверены, что большие машины - это лучшее, что может быть на свете, вот на этом рынке smart стал иконой стиля.
Несколько лет назад мы приняли решение, что smart станет первой маркой в мире, полностью перешедшей с двигателей внутреннего сгорания на электромоторы. После 2020 года для большинства стран автомобили smart станут полностью электрические и никогда больше не будут продаваться с ДВС. Изначально, когда smart только появился, то есть двадцать лет назад, ключевая идея была в том, что автомобиль этот должен быть электрическим, и в машинах было предусмотрено место для электробатареи. Серийную модель с электромотором мы сделали в 2007 году. И сегодня мы первый глобальный бренд, у которого весь модельный ряд имеет вариант как с двигателем внутреннего сгорания, так и с электромотором. У других брендов такого нет. Уже сегодня мы продаем электромобили, причем весьма успешно. Люди готовы ждать в очереди! В Германии, например, заказывая автомобиль сегодня, покупатель получит его только в середине следующего года.
Хотим ли мы сделать суперкомпактный кроссовер? Интересная идея. Но в ближайших планах у нас только фейслифт существующих моделей, запланированный на следующий год. Новинки, которые представим, будут основаны на существующих сегодня моделях, но они будут полностью обновлены и доступны только с электромотором. Соответственно, и дизайн они получат "электромобильный".
Еще одна наша забота - сервисы smart. Каршеринговые функции, например. Как владелец вы можете сказать: "Ок, это моя машина, я хочу ею делиться, но не со всеми подряд, а с соседями, например, или друзьями, или коллегами по работе". И другие люди, которых вы выберете, смогут "видеть" машину через специальное приложение и букировать ее. У них будет электронный ключ, чтобы открыть smart и куда-нибудь на нем поехать. Сейчас эта услуга уже доступна в Германии, Италии и Франции. И вскоре появится на некоторых других рынках. Еще в Германии мы буквально на днях запустили платежную функцию для такого вида каршерига. Владелец, делясь с кем-то своей машиной, договаривается с ними, что это небесплатно. В конце концов, если ты делишься своей машиной, то почему бы не поделиться и расходами на нее!
Smart - бренд-унисекс. Наши автомобили покупают как мужчины, так и женщины в пропорции пятьдесят на пятьдесят. И это люди всех возрастов. У нас много покупателей среднего возраста, при этом мы видим, что марка популярна среди модной молодежи. Часто smart выбирают пожилые люди, которых слишком большие и переполненные функциями автомобили просто-напросто пугают. Smart действительно подходит самым разным возрастным группам. Поэтому мы всегда говорим: наши автомобили для тех, кому от 18 до 90.
Мы всегда имели большой успех, работая в кооперации с другими брендами. Достаточно вспомнить наши совместные проекты с американским модельером Джереми Скоттом или с мебельной компанией из Дании BoConcept. В следующем году у нас будет новая, уникальная коллаборация с очень интересным партнером. Кто это? Не могу пока сказать.
Что меня и всю нашу команду вдохновляет - так это наши покупатели. Когда мы встречаемся с ними, мы видим, как они используют автомобили, интересуемся, какие идеи у них есть, что бы они хотели добавить в машину того, чего в ней еще нет. Идеи порой сумасшедшие, а люди - необыкновенные. Например, мы встречались с энтузиастами, которые проехали на smart кругосветку. Вы даже не представляете, сколько интересных идей мы черпаем из подобных встреч!
Ян Прохазка, глава марки Skoda в России
Наш новый концепт-кар Vision RS прежде всего показывает направление дизайна, в котором Skoda хочет двигаться. Не только то, как внешне будут выглядеть наши автомобили, речь и о стилистике интерьера. Гибридная установка под капотом Vision RS - не такое уж далекое будущее. Очень скоро в нашей модельной линейке появятся и электрические машины, и гибридные версии. Но их присутствие в России связано с вопросом о необходимости здесь таких машин. Власти в вашей стране не настаивают на активном использовании подобных автомобилей. А лично я считаю, что появление таких моделей на рынке начинается именно с законодательной инициативы, тут не спрос рождает предложение.
Что касается двигателей, работающих на газу, то здесь надо разделять экономию топлива и экологию в городе. Именно в городе, потому что здесь огромное количество машин на ограниченном пространстве, а также разные виды парковок, как на улице, так и под землей. А на подземную парковку заезжать на машине с мотором, работающим на газу, запрещено - не знаю, во всех ли странах мира, но в Чехии точно. А на электрокаре, естественно, можно. И я бы разделял: машины, работающие на газу, имеет смысл использовать для поездок на дальние расстояния, а для улучшения экологической обстановки в городе больше подходят электрокары и гибриды: нет вредных выбросов, они бесшумны, а расстояния для городских поездок не такие большие, как вне города.
Skoda Kodiaq RS с нашим самым мощным дизельным мотором в России продаваться не будет. Из-за того, что его двигатель битурбо слишком чувствителен к качеству солярки. Мы не можем продавать автомобиль и при этом гарантировать, что он будет работать как надо. Зато в России мы будем продавать Skoda Karoq. Более того, мы и собирать его будем в России. Судя по запросам, покупатели очень ждут эту модель. Вопрос был в подготовке этого проекта - просчитать все риски, учитывая колебания курса валют. Если вдруг опять не произойдут какие-то экономические потрясения, к концу следующего года мы сможем уже начать продавать Karoq российской сборки.
Наши продажи растут, но мы знаем, где находится наш потолок и где нам надо готовить новые производственные мощности. У нас три основные модели - Rapid, Octavia и Kodiaq, которые отлично себя зарекомендовали. Когда появится Karoq, он усилит нашу позицию, у нас появятся новые возможности для роста.
Мне хорошо работается в России. Иначе я бы второй раз сюда не приехал. Мне нравится русская культура, нравятся русские люди, я думаю, что я их понимаю. Я люблю рыбалку, обычно езжу в Карелию. И кроме того, очень хорошо там высыпаюсь. Но и в целом, может, это и прозвучит странно, жить в Москве здорово, здесь можно не только хорошо поработать, но и хорошо отдохнуть. Хотя Москва - это, конечно, такой отдельный от всей России мир.
Любомир Найман, глава Audi в России
Наша главная новинка - это, конечно, Audi e-tron. Потому что в данном случае мы можем говорить про настоящий прорыв в мировом масштабе. Это воплощение мечты, над которой Audi очень много лет работали. Речь не идет о концепции развития, речь о реальной машине, производство которой уже стартовало на нашем заводе в Брюсселе, первые клиенты уже скоро получат свои автомобили.
Да, мы будем продавать e-tron в России. Ориентировочно мы хотим в середине следующего года представить эту машину у дилеров. Мы настроены очень серьезно. Я уверен, что этот автомобиль удивит и вдохновит очень многих людей, в том числе и тех, кто не верит в судьбу подобных моделей. Я бы хотел всех пригласить на тест-драйв Audi e-tron, потому что это совсем другие ощущения за рулем.
Мы сейчас серьезно изучаем ситуацию с инфраструктурой для электромобилей как в Москве, так и по всей России. Конечно, все непросто. Но мы уверены, что эта тема будет развиваться. Я постоянно привожу пример: посмотрите, сколько вокруг людей на электросамокатах. В следующем году, наверное, уже все будут на них кататься. А это - первая ласточка. Именно в этом направлении и будет развиваться мир. Посмотрите на Америку, на Калифорнию, в частности, как на флагманский американский штат в некотором роде. Посмотрите на Европу, в Норвегии сегодня большинство автомобилей - электрические. Китай присоединился к этому движению: в Шанхае и других крупных городах уже сделали выделенные полосы только для электрокаров. Люди хотят жить, дыша чистым воздухом, и наша задача - дать им такую возможность.
Мы ведем переговоры со всеми, с кем можно. В том числе с правительством Москвы. Надо сказать, что там люди понимают серьезность и важность этого вопроса, идут дебаты... О концепции городского пространства в целом. Сколько машин должно быть в городе. Сколько из них - такси. Сколько - каршеринг. Сколько можно организовать парковочных мест. Стоит ли вообще пускать машины в центр и так далее. Электромобиль с чистым выхлопом может помочь решить многие из этих вопросов.
Дизайн e-tron поддерживает общую стилистику Audi как спортивных и динамичных автомобилей. Мне нравится, что, являясь крупным внедорожником, e-tron "не кричит" о том, что он электромобиль. По нему можно судить, какими будут в будущем машины нашей марки, когда электромотор станет стандартным, основным двигателем для отрасли. То, чему люди еще пять лет назад удивлялись и восторгались, становится повседневностью.
Совсем новая технология, мировая премьера которой состоялось именно на e-tron, - цифровые зеркала заднего вида. Это первая серийная машина, за рулем которой не нужно смотреть за окно, вся необходимая информация отображается на внутрисалонном дисплее. Это большой шаг в будущее, где камеры и датчики машин будут предоставлять информацию не только водителю, но и другим автомобилям. Благодаря чему, как мы все надеемся, в мире станет гораздо меньше дорожно-транспортных происшествий.