Грузинская энергия
Илья Зиновьев, климатический эмигрант, Мачахела, Грузия
В Батуми есть улица Агмашенебели, где торгуют старыми автомобилями. Там, прямо под открытым небом, вот уже много месяцев ждет своего хозяина красавец Mercedes-Benz S-класса в сто сороковом кузове. Стоит машина совсем недорого — всего полторы тысячи долларов, и, проходя мимо, я каждый раз думаю: может, купить?
Мне ведь, если честно, всегда хотелось такой иметь. Я бы с ним возился, чинил, восстанавливал потихоньку, а по выходным выезжал бы на бульвар... Но каждый раз я со вздохом прохожу мимо, потому что понимаю: я опоздал.
В Грузии сейчас проходит очередная реформа. Поэтапно техосмотр становится обязательным для всех видов транспорта. И требования для местного автопарка довольно жесткие: соответствие нормам по выбросам, исправность основных систем, должное состояние резины, корректная работа световых приборов — короче, все то, к чему грузины привыкли относиться без особого внимания, мягко говоря. И я уверен, что тот самый мой желанный «Мерседес», переживший не один десяток ремонтов в батумских автосервисах, без серьезных денежных вложений техосмотр не пройдет. Как и большая часть грузинского автопарка.
Уходит эпоха. Больше нельзя будет, как тут многие делали, покупать откровенный хлам и ремонтировать его в ближайших кустах при помощи палок и веревок.
Разоришься на штрафах. Да и купить заветную бумажку о прохождении техосмотра вряд ли получится: наказывать водителей еще толком не начали, полностью система заработает только с нового года, но полиция уже задержала десятки людей по всей стране, пытавшихся «решить вопрос» за деньги. России, где диагностические карты техосмотра продают на каждом углу нагло и бессовестно, есть чему поучиться.
И все это можно только приветствовать. Потому что невозможно так жить дальше. В Батуми, несмотря на весь морской воздух, в безветренную погоду трудно дышать из-за автомобильных выхлопов. А Тбилиси по итогам недавних замеров оказался в последних строчках экологического рейтинга мировых столиц. Да и про безопасность не будем забывать — неисправные машины на дороге смертельно опасны, в Грузии про это, к сожалению, многие стараются не думать.
Но цели реформы не ограничиваются экологией и дорожной безопасностью - метят дальше. В планах правительства — не просто избавиться от автохлама на дорогах. При помощи инструментов контроля и системы экономических стимулов хотят в течение десяти лет довести долю электрических и гибридных машин до 90% и тем самым, на секундочку, поправить внешнеторговый баланс. Об этом недавно говорил премьер Мамука Бахтадзе: страна продает на внешних рынках в три раза меньше, чем покупает, а покупает она в основном топливо для тех самых чадящих моторов. Между тем электроэнергией Грузия способна обеспечить себя сама, иностранные концессионеры уже настроили по всей стране современных гидроэлектростанций и продолжают строить.
При том что Грузия — страна небольшая и средний грузинский водитель обычно ездит недалеко, планы пересадить всех на электромобили не выглядят тами уж утопичными.
Тем более что власти стимулируют покупку электротранспорта: он освобождается от пошлин, налогов и акцизов, с него не берут плату за парковку и даже обещают бесплатно выделять парковочные места и строить зарядные станции. Экономические рычаги на грузин действуют хорошо, это проверено, недаром на дорогах уже столько гибридов, а главная машина в такси — гибридный Toyota Prius. Импортные пошлины на них льготные, а на электротранспорт, напомню, их и вовсе нет. Да и чинить-обслуживать электромобили и гибриды выходит дешевле.
Так, глядишь, и правда пересадят грузин с чадящих машин из века прошлого на электрокары будущего. Будете в Батуми на Агмашенебели, посмотрите, не продают ли Tesla в хорошем состоянии. Лучше всего белую, с тряпочным салоном, так на солнце меньше греется. Я бы купил.
Будете в Батуми на Агмашенебели, посмотрите, не продают ли Tesla в хорошем состоянии. Лучше всего белую.