УФАС просит логику
Антимонопольное ведомство считает деление регоператором МО на лоты неравным
Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Удмуртии обратило внимание, что региональный оператор сформировал неравные лоты при поиске подрядчиков для вывоза мусора. В три из них в общей сложности вошло шесть муниципальных образований, а в одном — 24, поэтому снижение цены по итогам торгов было минимальным. При этом антимонопольное ведомство не планирует влиять на формирование тарифов и исполнение контрактов по вывозу мусора. Внимание ФАСа к регоператорам прослеживается во многих регионах страны.
Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Удмуртии (УФАС) выявило признаки нарушения в проведении торгов региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Спецавтохозяйство» (САХ), в связи с чем возбудило дело по ч. 1 ст. 17 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений). В ведомство обратился гражданин, чье имя не называется, и общественная организация «Стоп-картель», которые обратили внимание на факт разделения лотов при определении подрядчиков на вывоз мусора.
Регоператор поделил 30 муниципальных образований республики на четыре части: в первый лот вошел Глазов, во второй — Воткинск, Воткинский район, Шарканский район и Якшур-Бодьинский район, в третий — Камбарский район, в четвертый — все остальные города и районы Удмуртии (всего 24 муниципальных образования). И только в последнем при торгах снизилась начальная (максимальная) цена контракта — на 5% с 1,7 до 1,6 млрд руб. Все остальные торги (первый на 108 млн руб., второй на 205,5 млн руб., третий на 21,7 млн руб.) прошли без снижения максимальной цены.
«Почему таким образом сформировано — нам регоператор объяснить не может. Экономически было бы обосновано, если бы поделили по географическому расположению полигонов. Почему взят отдельно Глазов, но нет Глазовского района вместе с ним и Ярского района, который находится рядом? Регоператор говорит, что у него есть постановление правительства, где регламентируется создание не менее трех лотов, а он разделил на четыре»,— сообщил заместитель начальника управления ФАС России по республике Андрей Анголенко. По его мнению, это повлияло на начальную максимальную цену контракта и, соответственно, на размер обеспечения заявок и контракта. «Если бы муниципальные образования были разделены больше, то начальная цена была бы меньше, обеспечение заявки было бы меньше, а участие других компаний в торгах было бы больше»,— отметил представитель антимонопольного ведомства.
Андрей Анголенко добавил, что рассмотрение дела и будущее решение не повлияет на формирование тарифов и исполнение контрактов по вывозу мусора. Первое заседание назначено на 19 декабря. В том случае, если УФАС найдет нарушения по факту проведения торгов, то регоператору выдадут предупреждение и рекомендации по формированию лотов в следующем году.
С 1 января 2019 года в Удмуртии заработает новая схема по обращению с отходами. Вывозом мусора займется ООО «Спецавтохозяйство», которое прибегнет к помощи четырех компаний-подрядчиков, чьи юридические названия не раскрываются. Тариф на вывоз мусора пока не определен. Со следующего года поменяется система расчета с перевозчиками — деньги будут платить за тонну мусора, привезенного на полигон, что сделает несанкционированные свалки невыгодными. С начала 2019 года будут установлены фиксированные маршруты и составлен график для мусоровозов во всех районах Удмуртии.
В «Спецавтохозяйстве» не смогли прокомментировать претензии со стороны УФАС, поскольку не получали официальные документы о признаках нарушения и возбуждении дела.
Федеральная антимонопольная служба, судя по публикациям в СМИ, следит за торгами по определению регоператора и подрядчиков во многих регионах страны. В Челябинской области ведомство сначала заблокировало, а потом разрешило проводить аукцион по выбору подрядчиков для вывоза мусора. Местное отделение Общероссийского народного фронта обращало внимание, что в документах конкурса содержались противоречивые данные. Например, в них идет речь о 1280 контейнерных площадках, хотя по территориальной схеме в областном центре их более 2,5 тыс. При этом региональный ФАС обратил внимание, что объем генерируемого в областном центре мусора составляет более 50% от объемов ТКО всего челябинского кластера. Поэтому территория столицы должна быть разбита на три лота. ФАС Курской области выявила нарушение в формировании тарифов для регоператора. Ведомство предписало исключить «экономически необоснованные расходы» по статье «Налог на прибыль» в размере 4,9 млн руб. и пересчитать расходы по статье «Плата за негативное воздействие».
При этом отмечается тенденция, что в регионах, как правило, выбирается два регоператора, а районы субъектов делятся на большее число лотов, чем в Удмуртии. Например, в Нижнем Тагиле их восемь, в Курганской области пять, в Новосибирской области шесть.