«"Клоака" — машина, имитирующая пищеварительную систему»
Дмитрий Буткевич — о выставке Вима Дельвуа в Москве
Арт-обозреватель «Коммерсант FM» Дмитрий Буткевич рассказывает об экспонатах персональной выставки бельгийца Вима Дельвуа в галерее Гари Татинцяна.
В галерее Гари Татинцяна открыта выставка бельгийского скульптора Вима Дельвуа. Это не первый его проект, который Гари организует в Москве: несколько лет назад Дельвуа осуществил своего рода «музейную интервенцию» в пространство ГМИИ им. Пушкина, а у Татинцяна выставлялись его большие работы.
Нынешняя персональная выставка Дельвуа сделана специально для московского пространства галереи. В нее вошли около двух десятков работ, в том числе ставшие классикой игры с готическими конструкциями. Это огромные грузовики из стали, собранные из деталей готических соборов, перекрученных, словно в огромной центрифуге, элементов. Новая серия со скриншотами игры Counter-Strike, которые вырезаны из мрамора, выполнена специально для Москвы. Представлены и «классические» измененные предметы быта и роскоши: огнетушители, покрытые стальными пластинами с традиционной персидской орнаментальной выколоткой, гоночный автомобиль Maserati, также весь затканный металлическим орнаментом. Это дань давнему увлечению Дельвуа Ираном — там у него мастерская, где работают бригады помощников. Ну и наконец «Клоака» — машина, имитирующая пищеварительную систему человека. Проект, основанный на научных и технических исследованиях, представляет собой цепь соединенных друг с другом емкостей с кислотами, пищеварительным соком, бактериями и энзимами, взаимодействующих при постоянной температуре 37,2°C. «Клоака» демонстрирует путь от потребления пищи к производству экскрементов, которые сами превращаются в произведения искусства.
Я спросил Вима, сколько «Клоак» он сделал и продавал ли работу кому-нибудь. «Одну, очень далеко, в музей в Тасмании. Если начнется ядерная война, моя машина будет в безопасности. Возможно», — ответил он.
Всего он создал десять таких машин-«клоак», которые, понятно, являются протестом художника против общества потребления. Я, кстати, спрашивал Вима и о том, продает ли он то, что выдает машина в процессе своей арт-био-деятельности. Он ответил, что раньше запаковывал получившиеся произведения в пакетики и продавал сотнями, но сейчас уже этого не делает. На вопрос, почему, Дельвуа ответил: «So much shit».