Роскошь без предубеждения
Шедевры из частной коллекции Van Cleef & Arpels
Первый бутик Van Cleef & Arpels открылся в Париже в 1906 году, в том же году, что и Петровский Пассаж в Москве. Именно здесь, между Петровкой и Неглинной, вчера официально открылся новый московский бутик марки, обещающий стать одним из мировых центров высокого ювелирного искусства дома. По случаю открытия в бутике разместилась выставка архивных украшений, поражающих воображение разнообразием стилей и каратами драгоценных камней.
Собранием из более чем 60 украшений, созданных с 1910 по 1980 год, кураторы выставки иллюстрируют почти вековую творческую историю дома. Особенность экспозиции в том, что две трети представленных изделий из сокровищницы ювелирного дома были приобретены совсем недавно. Выставка приглашает погрузиться в мир Van Cleef & Arpels и проследить развитие стиля дома, формировавшегося под влиянием исторических событий и художественных течений.
Экспонаты 1910-х годов — редчайшие примеры первых шагов дома, основанного в 1906 году. Это время стиля Belle Époque, и, как свидетельствуют архивные документы, уже тогда среди клиентов марки были покупатели из России. Ювелирные украшения отличаются пышностью и эклектичностью стиля. В моде сочетание жемчуга и бриллиантов, природные мотивы. Последние быстро станут излюбленной темой ювелиров дома. Этот период на выставке представлен брошью Bunch of Grapes и часами-подвеской с гильошированной эмалью.
Десятилетие, получившее название «ревущие двадцатые», стало во Франции триумфом стиля ар-деко с его характерным графическим стилем. На Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, давшей название всему стилю, Van Cleef & Arpels получают «гран-при» за браслет Roses, насчитывающий 463 бриллианта классической огранки, 293 рубина и 108 изумрудов огранки смешанного типа. Это украшение, занимающее особое место в истории марки, недавно пополнило коллекцию дома и теперь выставлено в витрине нового московского бутика на Петровке.
1930-е в истории Van Cleef & Arpels отмечены крупными частными заказами от королевских особ. Египетская принцесса Фаиза приобрела колье Collaret 1929 года с десятью колумбийскими изумрудами общим весом 165 карат и бриллиантами разнообразной огранки. Королева Египта Назли в 1939 году по случаю свадьбы дочери заказала роскошное бриллиантовое колье для парадных церемоний, напоминающее древнеегипетский пластрон. 670 бриллиантов круглой и багетной огранки венчает центральный весом около 6 карат.
Эти годы оказались очень плодотворными на технические инновации. Часы Cadenas 1937 года, невидимая закрепка Serti Mystérieux 1933 года со временем стали визитной карточкой дома. В искусство из мира промышленности приходят новые формы. Украшения из полированного золота приобретают геометрические скульптурные объемы.
В 1940-х годах благодаря появлению крупных модных домов, таких как Christian Dior, Париж получает титул столицы моды. В это время ювелиры Van Cleef & Arpels стараются передать в украшениях эффекты кружева, тесьмы, вышивки, лент или блесток. Сборные конструкции из небольших круглых пластинок из полированного золота выпуклой или вогнутой формы с бриллиантовой инкрустацией образуют брошь Sequins 1948 года. Вдохновение миром Haute Couture прослеживается и в изобретении мотива Corde из крученых золотых нитей, напоминающего позументы. Как в колье 1900.
После войны вновь появляются балы и светские вечера, и украшения становятся роскошнее, создается множество брошей. Характерным примером времени можно считать комплект Leaves с сапфирами и бриллиантами, принадлежавший Марджори Мерривезер Пост, богатой американке, наследнице агропромышленной империи General Food Inc.
1960-е годы знаменуют собой взрыв цвета как в вечерних украшениях (брошь Fleur, 1964 г.), так и в элегантных дневных (брошь Rose, 1958 г.). Великолепие украшений для торжественных случаев, созданных в этот период, иллюстрирует комплект Пегги Рокфеллер (1967 и 1975 гг.), выкупленный Van Cleef & Arpels на аукционе Christie`s в июне 2018 года. Перидоты и бриллианты в нем гармонично сочетаются с желтым золотом. А в стилизованных цветочных мотивах чувствуется влияние индийского декоративного искусства.
В 1970-х традиция подразделять украшения на дневные и вечерние, соблюдаемая с XIX века, сходит на нет. Знаковым украшением времени становится сотуар, длинное колье с орнаментальными мотивами носят с длинными платьями с цветочным рисунком. Под влиянием ювелирной эстетики Востока популярностью стали пользоваться полудрагоценные камни и органические материалы. Так в украшениях Van Cleef & Arpels появляются коралл и бирюза.
Восточная тематика, прочно укоренившаяся в эстетике марки, есть и в украшениях 1980-х годов. В 1979 году масштабная выставка «Сокровища Тутанхамона» в Нью-Йорке привлекает огромное количество посетителей и вновь пробуждает интерес публики к культуре Египта. Сочетание полудрагоценных камней с желтым золотом и бриллиантами продолжает пользоваться успехом. Не меньшее впечатление производят фантазийные украшения с полудрагоценными камнями на жесткой основе.
Выставка открыта для посещения в бутике Van Cleef & Arpels в Петровском Пассаже до 13 января.