Скупка с лицензией
Минфин обрабатывает розничный рынок драгметаллов и камней
Минфин разработал законопроект, предлагающий лицензировать скупку у граждан ювелирных изделий из драгоценных металлов или камней. Данный закон мог бы решить вопрос оттока с рынка ломбардов и перепрофилирование их в скупки и комиссионки. Однако представители и скупок, и ломбардов видят в лицензировании в предложенном виде больше минусов, чем плюсов.
Минфин опубликовал проект закона, совершенствующий порядок организации и осуществления надзора за оборотом драгметаллов и драгоценных камней. Им предлагается сделать обязательным лицензирование деятельности, связанной со скупкой у населения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней (лома таких изделий), а также обработкой (переработкой) лома и отходов драгметаллов.
5,6 тысячи
юрлиц и индивидуальных предпринимателей занимаются скупкой у граждан изделий из драгметаллов или камней
В пояснительной записке к проекту указывается, что в 2016 году насчитывалось 5,7 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих скупку у населения изделий из драгметаллов или камней, а также лома таких изделий. В 2017 году их количество сократилось до 4,4 тыс. а в 2018 году — увеличилось до 5,6 тыс. Указанные субъекты составляют около 14% от общего количества лиц, состоящих на специальном учете в Пробирной палате России. По мнению Минфина, лицензирование такой деятельности позволит гражданам избежать продажи драгметаллов организациям-перекупщикам и обеспечит их возврат в активный оборот, упростит идентификацию переработчиков вторичного сырья, а также сократит количество правонарушений по использованию нелегальных схем в виде незаконного возмещения НДС и уклонения от его уплаты.
Согласно проекту, получить лицензию компании будут обязаны не позднее одного года после вступления закона в силу. Полномочиями по лицензированию предлагается наделить Пробирную палату. За отсутствие лицензии на должностных лиц и ИП будут налагаться штрафы в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юрлиц — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
Сейчас, чтобы осуществлять скупку у физлиц ювелирных изделий и обработку драгоценных металлов, организации должны получить в Пробирной палате карту специального учета юрлиц и ИП, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, пояснили в компании «Регион Золото». «Таким образом, компании уже проходят процедуру отбора для работы на данном рынке, и лицензирование является избыточным,— отметили там.— При крупных сделках свыше 600 тыс. руб. в обязательном порядке подаются данные в Росфинмониторинг».
Участники ломбардного рынка неоднократно указывали на то, что на фоне усиления регулирования со стороны ЦБ ломбарды уходят в тень, переквалифицируясь в скупки изделий из драгметаллов. При этом в отсутствие регулирования они создают недобросовестную конкуренцию легальным игрокам. Впрочем, одно лишь лицензирование скупок, предложенное Минфином, проблему не решит. По словам председателя Ассоциации развития ломбардов Сергея Соковникова, положительно закон повлияет на собственников, которые находятся на стадии рассуждения, закрывать ли им ломбард и уходить в скупку. Но формулировки проекта недостаточно конкретны, чтобы исключить возможные схемы ухода от регулирования. По мнению главы Национального объединения ломбардов Алексея Лазутина, было бы более эффективным и правильным ввести для участников рынка оборота драгметаллов институт саморегулирования. «С введением лицензирования процедура выхода на рынок усложнится и появятся дополнительные барьеры для участников,— говорит он.— Ломбарды, в бизнес-модели которых часто присутствуют легальные скупочные компании, будут вынуждены нести дополнительные затраты для получения лицензий и соблюдения требований всех регуляторов».
Юристы указывают, что размер штрафа, который предполагается установить за отсутствие лицензии, не сможет существенно повлиять на ситуацию. «Штраф в указанном размере вряд ли парализует работу скупок, но, видимо, такой цели и не ставится»,— отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.