«Маршал Василевский» прорвет блокаду
Судно обеспечит газовую безопасность Калининграда
«Газпром» завершает создание приемного терминала в Калининграде, который должен дать региону возможность получать сжиженный газ в случае гипотетической газовой блокады со стороны Литвы. В четверг регазификационное судно «Маршал Василевский» направилось из Сингапура в Калининград. Создание альтернативной системы газоснабжения региона обошлось «Газпрому» примерно в 85 млрд руб., но ее использование будет стоить еще дороже — по оценке “Ъ”, полная загрузка терминала при текущей разнице между ценой СПГ и внутренней ценой обернется убытком в размере 27 млрд руб. в год.
Регазификационное судно «Маршал Василевский», построенное в Южной Корее и проходившее загрузку сжиженным газом в Сингапуре, в четверг направилось с рейда Сингапура в Калининград, следует из данных портала Marinetraffic. Это судно служит для хранения СПГ и его превращения в обычный газ (Floating Storage and Regasification Unit, FSRU) и должно быть установлено в порту Калининграда, что позволит региону получать 2 млрд кубометров газа в год. По данным “Ъ”, сейчас на судно загружено 170 тыс. кубометров СПГ (эквивалент 100 млн кубометров газа), который был закуплен «Газпромом» у трейдера Trafigura по цене около $360 за 1 тыс. кубометров. К середине декабря FSRU — первый такой проект в России — должно достичь Калининграда, где ему предстоит процесс пусконаладки.
Необходимость в регазификационном терминале в Калининграде возникла оттого, что власти РФ хотят достичь полной энергонезависимости эксклава на тот случай, если граничащие с регионом Литва и Польша сделают невозможными поставки туда энергоносителей традиционными маршрутами. Сейчас газ поставляется по построенному в советское время газопроводу транзитом через Литву. Кроме того, на случай, если станут невозможны поставки электроэнергии, в регионе строятся три новые газовые ТЭС и одна угольная.
Вложения в энергонезависимость Калининграда таковы, что попали в список крупнейших инвестпроектов «Газпрома» наряду с «Северным потоком-2» и «Силой Сибири». Помимо собственно FSRU, которое обошлось в $295 млн, «Газпром» построит сухопутную часть приемного терминала за 39 млрд руб. (ввод в марте 2019 года), расширит местную сеть газопроводов (15 млрд руб.) и к 2025 году постепенно увеличит Калининградское хранилище газа (13 млрд руб.) до проектной мощности 800 млн кубометров.
При этом, если газопроводы и ПХГ в принципе нужны для развития газоснабжения и точно будут использоваться, в случае FSRU это далеко не очевидно. Разница между рыночной ценой на СПГ в Северо-Западной Европе и регулируемой внутренней ценой в Калининграде (4,84 тыс. руб. за 1 тыс. кубометров) на данный момент такова, что, если «Газпром» попробует полностью загрузить терминал, он получит 27 млрд руб. убытка в год. Поэтому собеседники “Ъ” на рынке всегда ожидали, что FSRU будет простаивать, а газ сейчас был закуплен только для проведения пусконаладки. Согласно официальному плану, «Газпром» планирует поставлять СПГ в регион (в неизвестных объемах) со своего среднетоннажного СПГ-завода в Выборге, который должен начать работу в 2019 году. Впрочем, такие поставки все равно будут убыточны для компании. В «Газпроме» не стали комментировать эти вопросы.
По мнению Романа Казьмина из ICIS Heren, если «Газпром» решит загружать FSRU, он сможет перенаправить в Калининград часть грузов, которые получает в бельгийском Зебрюгге по контракту с «Ямал СПГ». Эти грузы предназначались для поставки в Индию по контракту с Gail, но из-за сокращения объема этого контракта часть газа «Газпром» теперь должен пристроить на рынок. «Можно договориться с "Ямал СПГ", чтобы эти грузы шли прямо в Калининград без захода в Зебрюгге»,— полагает Роман Казьмин. Другой опцией могут стать свопы со Statoil — как обмен трубопроводного газа «Газпрома» на рынках Западной Европы на СПГ с проекта Snohvit, так и свопы по СПГ в Азии с участием газа с проекта «Сахалин-2».