Частников отправляют на пересадку
Перевозчики высказали недовольство новой транспортной схемой Ульяновска
Администрация Ульяновска намерена с 2019 года начать внедрять новую транспортную модель города, сформированную на основе математической модели, разработанной институтом «МосгортрансНИИпроект». Чиновники считают, что внедрение новой схемы, исключающей дублирование маршрутов и вводящей схему пересадочных пунктов, позволит уменьшить напряженность транспортных потоков в Ульяновске, решить проблемы пробок и снизить себестоимость услуг «Ульяновскэлектротранса». Частные перевозчики предлагают другие решения, считая, что новая схема положительного эффекта не даст, более того, приведет к новым проблемам. В администрации города признают, что многие предложения частных перевозчиков логичны, но их внедрение требует больших затрат, в то время как бюджет города дефицитный.
На минувшей неделе ассоциация частных перевозчиков Ульяновска «Транспортный альянс» распространила свое заявление, в котором назвала формирование новой транспортной схемы Ульяновска «тупиком», отмечая, что запланированное на 2019 год внедрение новой транспортной модели Ульяновска никаких улучшений не даст.
Напомним, математическую модель движения транспортных потоков Ульяновска институт «МосгортрансНИИпроект» создал по контракту с администрацией Ульяновска, подписанному год назад. Как отмечали в правительстве региона, проект «стал возможным благодаря договоренности губернаторов Сергея Морозова и Сергея Собянина», также чиновники подчеркнули, что «Ульяновск первый после Москвы город, для которого институт реализует подобный проект».
Сумма контракта — 34,7 млн руб. Согласно условиям контракта, НИИ должен был создать цифровую транспортную модель Ульяновска, ГИС «Региональная навигационно-информационная система Ульяновска», программу оптимизации работы маршрутной сети, а также предложить варианты организации дорожного движения. Модель должна позволить, меняя начальные условия, моделировать параметры транспортных потоков и подбирать оптимальные варианты. Работа НИИ к настоящему моменту завершена, и в конце октября администрация города представила ульяновцам план изменения маршрутной сети города.
В пояснительной записке к докладу отмечалось, что «в период с 2003 по 2006 годы, в связи с остановкой ряда крупных муниципальных автотранспортных предприятий, вынужденно началось формирование маршрутной сети коммерческого транспорта, что привело к насыщению города различными автобусными маршрутами, без учета распределения транспортных и пассажирских потоков и коэффициента дублирования маршрутной сети. К 2007 году количество маршрутов достигло 200», и «неравноправная конкуренция между видами транспорта привела к захвату значительной доли рынка перевозок коммерческими перевозчиками».
Транспортная схема НИИ предлагает «объединить в единое целое всех участников перевозочного процесса», создать транспортно-пересадочные узлы «автобус — трамвай», обеспечить приоритет наземного электротранспорта перед автомобильным («автобус — подвозящий транспорт, а трамвай — основной»), исключить сквозные и дублирующие маршруты частных перевозчиков, переезды из дальних точек города сделать по принципу пересадки с подвозящего транспорта на основной. Схема, по мнению разработчиков, снижает коэффициент дублирования маршрутов (среднее количество маршрутов на одних и тех же участках автобусной сети) в 2 раза, до 2,3.
Предложенная модель вызвала явное недовольство у частных перевозчиков, которых лишают выгодных маршрутов и отодвигают на периферию. По мнению наблюдателей, может развиться очередной конфликт перевозчиков с мэрией.
Как отмечается в заявлении альянса перевозчиков, схема НИИ ничего не изменит, и вместо этого нужны «серьезные и комплексные решения» и «политическая воля, опирающаяся на финансовый, административный, научный, производственный ресурс». «Нужна многолетняя программа по совершенствованию транспортной инфраструктуры», поскольку «нынешние дороги, улицы, перекрестки не соответствуют современному объему и интенсивности транспортных потоков», а «градостроительная политика Ульяновска последние 20 лет только ухудшала условия функционирования транспортного комплекса», — считают перевозчики. По их мнению, также надо ограничивать использование индивидуальных автомобилей для повседневной езды в центр города, делать платные парковки, обеспечить строительство в центре города высотных и подземных парковок, кроме того, развивать взаимодействие муниципалитета с частными перевозчиками на принципах ЧГП, как это происходит в Западной Европе. Так, перевозчики отметили, что «в Германии 30% всех затрат пассажирских перевозок покрывает государство», которое также «занимается приобретением транспорта».
Исполнительный директор «Транспортного альянса» Виктор Сидоренко, отмечая, что «частные перевозчики не захватывали маршруты, а спасли город от транспортного коллапса, когда муниципального транспорта почти не осталось», считает, что они вряд ли откажутся от наработанных за многие годы сквозных маршрутов, «выгодных как ульяновцам, так и самим перевозчикам», кроме того, по его мнению, и сами горожане «не в восторге от предстоящих пересадок». Господин Сидоренко, заметив, что частных перевозчиков 14 ноября даже не пригласили на заседание общественного совета по транспорту, где была одобрена новая маршрутная сеть, в то же время считает, что конфликта не будет, поскольку новая транспортная схема «далека от реалий» и «вряд ли будет реализована».
Однако глава городского управления дорожного хозяйства и транспорта Игорь Бычков настаивает, что «хотя и возможны корректировки», «сам принцип транспортной схемы будет сохранен, и поэтапно она будет введена», «дублирующие маршруты будут убраны». В то же время с рядом предложений альянса (по ограничениям для индивидуальных автомобилей и парковкам, по ЧГП) он согласен, но отмечает, что «прежде чем вводить ограничения, надо сначала создавать условия для пассажиров». «Может, и к поддержке частных перевозчиков тоже потихоньку подойдем, когда появится возможность, но сейчас бюджет дефицитный, и на все никак не хватит средств. А пока надо навести порядок в маршрутной сети», — подчеркнул господин Бычков.