Сказали как отрезали
К делу воронежских врачей подключают Генпрокуратуру
Вчера депутат Госдумы от Воронежской области, член «Единой России» Евгений Ревенко обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой взять под контроль возбужденное региональным управлением СКР уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда здоровью 89-летней Марии Дроновой. В начале ноября в местной больнице №3 ей ампутировали сначала одну ногу, затем вторую, а на днях женщина скончалась. Депутат также призвал медиков воздержаться от «ложной защиты чести мундира». В этот же день президент Российского общества хирургов Игорь Затевахин опубликовал историю болезни Марии Дроновой и сделал вывод, что воронежские медики «обоснованно ампутировали обе конечности». Региональный департамент здравоохранения готовится спорить со СМИ, «некомпетентно» освещавшими ситуацию.
Вчера представляющий регион депутат Госдумы Евгений Ревенко сообщил на своей странице в Facebook, что направил запрос генеральному прокурору России Юрию Чайке «по поводу чудовищной истории, которая произошла в третьей горбольнице Воронежа». «Ампутация обеих ног у 89-летней пенсионерки Марии Дроновой. СМИ писали о врачебной ошибке. В результате пожилая женщина умерла. Это событие всколыхнуло весь Воронеж и вышло далеко за пределы области. Считаю, что здесь необходимо детально разобраться, и если действительно имела место ошибка — наказать виновных. Параллельно Следственный комитет ведет свою проверку. Ждем результатов», — написал господин Ревенко. Непосредственно в письме генпрокурору (фото документа размещено в соцсети) депутат пояснил: «С учетом особой общественной значимости прошу взять это дело на контроль». В надзорном ведомстве ситуацию пока не комментируют.
В беседе с „Ъ“ депутат отметил, что «у многих официальных представителей было и остается желание замолчать историю, что недопустимо», а «ложное побуждение защиты чести мундира здесь неприемлемо». Кроме того, депутат и бывший топ-менеджер ВГТРК отметил, что воронежским чиновникам от здравоохранения «не стоит воевать с прессой»: «Это последнее дело, попытки что-то скрыть и приводят к культивированию самых неприятных слухов». «Я долгое время не делал заявлений по этой ситуации, но после известия, что женщина скончалась, не имел права промолчать. Речь не идет о недоверии к проверке СКР, но у прокуратуры разные задачи со следствием, она должна осуществлять надзор», — объяснил причину обращения к генпрокурору депутат.
Вчера же региональный департамент здравоохранения опубликовал на своем сайте комментарий президента Российского общества хирургов Игоря Затевахина. По его словам, облздрав «после негативной и непроверенной информации в СМИ» попросил его оценить «тактику лечения» Марии Дроновой, которой в Воронежской городской клинической больнице №3 ампутировали обе ноги, «притом якобы сначала здоровую, а через четыре дня — с гангреной».
Медик привел подробные выдержки из истории болезни умершей. По этим данным, она много лет страдала облитерирующим атеросклерозом нижних конечностей. В августе 2018-го ей диагностировали сухую гангрену четырех пальцев правой стопы, но тогда от операции она отказалась. В октябре «в связи с интенсивными болями в правой стопе и левой голени» пациентка вызвала врача на дом, который добавил к диагнозу тромбоз артерий уже левой ноги «под вопросом» и атеросклероз артерий обеих ног. Но и в этот раз больная отказалась от госпитализации. И лишь 4 ноября скорая помощь доставила ее в больницу с диагнозом «гангрена обеих нижних конечностей, слева влажная, справа сухая».
По словам господина Затевахина, врачи встали перед необходимостью ампутации сразу двух ног и решили провести ее «поочередно, выбрав для первой операции левую, с влажной гангреной, обусловливающую наибольшую интоксикацию». Именно ее за счет нормального внешнего вида родственники сочли здоровой, тогда как на правой, с сухой гангреной, уже были очевидные признаки болезни. «Решение о поочередной операции обоснованно», — заключил хирург.
Он добавил, что окончательная оценка ситуации возможна только после получения результатов патологоанатомической экспертизы ног, которые сразу после ампутации изъяли следователи. В начале ноября региональное управление СКР возбудило уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ, до года лишения свободы). «Обоснованность врачебных действий должны оценивать в первую очередь профессиональные, а не репрессивные органы», — уверен Игорь Затевахин.
Хирург также выступил с критикой СМИ, освещавших ситуацию со слов родственников пенсионерки: «Публикация непроверенных материалов, порочащих честь, достоинство, профпригодность врачей, не только недопустима и вредна, но еще и опасна тем, что толкает хирургов на паллиативные решения в тех случаях, когда радикальная, хотя и рискованная операция может излечить больного». Ранее в защиту воронежских коллег выступил известный хирург, глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. «Здоровых ног у больной не было. Кроме гангрены в области правой стопы, у больной было поражение левой голени, угрожавшее жизни», — сказал он.
Хотя врач Игорь Затевахин и раскрыл данные об истории болезни, его нельзя критиковать за это, считает юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова: «Информацию о состоянии здоровья можно распространять публично при наличии к ней общественного интереса. А с учетом широкого резонанса вокруг этой истории, развернувшейся общественной дискуссии, обсуждение деталей операции необходимо для оценки действий врачей».
Еще один депутат Госдумы от Воронежской области, также представляющий «Единую Россию», Андрей Марков полагает, что его коллега правильно отнесся к ситуации: «Он подготовил запрос, чтобы заострить внимание на объективности расследования данного случая. И сейчас надо спокойно дождаться результатов». «Могу сказать, что очень часто публичная шумиха вокруг подобных ситуаций создает ненужные эмоции. Врачи, конечно, бывают разные, но в целом они должны работать в атмосфере доверия. А негативные эмоции влияют на осознание медиками правильности принимаемых ими решений. Но в профессии врача изначально заложен риск, ему приходится принимать сложные решения, чтобы исцелить пациента. И ему надо понимать, что такой риск одобряется обществом. В противном случае врачи боятся принимать решения, начинают оглядываться», — полагает господин Марков.
Вчера же стало известно, что воронежский облздрав собирается обратиться в общественную коллегию по жалобам на прессу при Союзе журналистов России с просьбой дать оценку этичности публикаций местных и федеральных СМИ, которые основывались только на заявлениях родственников пациентки. Как сообщили „Ъ“ в ведомстве, готовить жалобу будут до середины декабря.