«Роснефть» сформулировала претензии к биржевому трейдеру

Чем вызван иск к брокеру «Солид-товарные рынки»

Крупнейший поставщик против крупнейшего брокера. «Роснефть» подала в суд на трейдера «Солид-товарные рынки». Обе структуры играют важную роль на Петербургской сырьевой бирже. Сумма претензий — свыше 36,5 млн руб. Нефтепроизводитель назвал иск рядовым коммерческим спором. При этом в начале недели «Роснефть» упоминала компанию «Солид» в заявлении о недобросовестных перекупщиках, которые искусственно подогревают ажиотаж на рынке. В чем на самом деле причина разбирательства? Выяснял Григорий Колганов.

Фото: Игорь Иванов, Коммерсантъ

Многомиллионный иск в «Роснефти» комментировать не стали, назвав обычным спором хозяйствующих субъектов. Формально это так. Гендиректор компании-ответчика Илья Мороз пояснил: суть претензий — простой вагонов, типичная проблема для рынка. По его словам, сумма взыскания трейдера не разорит, так как основное бремя ляжет на контрагентов: «Это то, что мы купили и отправили конечным потребителям. Поскольку "Роснефть" видит нас как покупателей, то и иск к нам подает. А мы его, соответственно, транслируем нашим конечным потребителям, собираем информацию: был простой на самом деле или нет. Если он действительно случился, то компании их гасят».

И все же на рынке говорят, что иск «Роснефти» к трейдеру — нечто большее, чем рядовой спор. Госкомпания и раньше судилась с «Солидом», но требования тогда были на порядок скромнее. Важная деталь: ответчик — Илья Мороз — возглавляет также некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам», объединяющее крупных брокеров Петербургской сырьевой биржи.

Именно эта ассоциация весной обратила внимание властей на ситуацию с оптовой стоимостью бензина и тяжелую судьбу независимых АЗС. Результат тех усилий известен — на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака производители топлива договорились о заморозке отпускных цен. Нынешняя ситуация с иском похожа на месть, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Если не было бы такого бэкграунда в виде первоначальных претензий трейдеров к "Роснефти", не было бы и такой величины иска. То есть претензии, может быть, и возникли бы, но не в таком размере. Поэтому я думаю, что элемент мести заключается в том, что по полной программе решили теперь разобраться с этим трейдером, а не разошлись с мелкими суммами, как это могло бы быть раньше».

Отношение «Роснефти» к трейдерам недавно прояснилось. Компания заявила, что именно перекупщики повинны в росте цен на бензин. Чтобы они не смогли наживаться на ситуации, производитель два дня не продавал топливо на бирже, а после возвращения проводит лишь адресные сделки с конечными потребителями. Официальный представитель нефтяного гиганта Михаил Леонтьев в интервью «Коммерсантъ FM» откровенно называл брокеров жуликами и заявлял, что «Роснефть» не вернется к открытым торгам, пока биржа не наведет порядок с перекупщиками.

Михаил Леонтьев, вице-президент компании "Роснефть"

Компании взяли на себя дополнительные обязательства и издержки. И мы считаем недопустимым, чтобы эти издержки превратились в маржу перекупщика. Мы хотим иметь биржу честным, прозрачным и эффективным инструментом ценообразования, а не инструментом манипулирования в руках различных жуликов, на самом деле.

Биржа, разумеется, услышала своего крупнейшего поставщика. Так, 22 ноября стало известно о новых правилах торговли и повышенных требованиях к брокерам. Некоторые условия, например, сокращение срока между продажей и фактической отгрузкой товара до одного дня могут вовсе поставить крест на бизнесе трейдеров. Нужно ли это «Роснефти»? Похоже, что да, считает президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин: «Стратегия в том, чтобы подвести часть компаний под банкротство и приобрести их активы по минимальной цене. Не отдельные станции, а именно сетевые компании скупить, те, которые действительно представляют интерес на внутреннем рынке. Как раз вот сейчас мы к этому-то и подошли».

Российский топливный рынок с недавних пор стал очень интересен крупным нефтяным компаниям. Цены на нем не зависят от мировых котировок, которые падают. Так что желание выдавить с него региональных участников вполне обоснованно экономически. Да и государству регулировать розницу гораздо проще через единичных крупных игроков.

«Роснефть» поставляет на Петербургскую биржу почти 40% общего объема продаваемого топлива. Компания «Солид» — один из крупнейших покупателей горючего на торгах. В прошлом году выручка фирмы составила 53 млрд руб., а чистая прибыль — 123 млн руб.

Вся лента