Сергей Лавров вышел за рамки Средиземноморья
Глава МИД РФ обратился из Рима к миру
Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера встретился со своим итальянским коллегой Энцо Моаверо Миланези, после чего выступил на конференции «Средиземноморье: римский диалог». На всех мероприятиях министр давал понять, что российско-итальянские отношения практически безоблачны — а вот с коллективным Западом у России серьезные расхождения. За тем, как Сергей Лавров предъявлял претензии США, НАТО, «агрессивной группе парламентариев» и вообще всем, кто «придерживается двойных стандартов» и не соблюдает нормы международного права, наблюдали в Риме корреспонденты “Ъ” Павел Тарасенко и Елена Пушкарская.
Россия присоединяется к Средиземноморью
Конференция «Средиземноморье: римский диалог» — крупнейший региональный форум, в котором участвуют порядка 1 тыс. человек из более чем 50 стран, в том числе более 40 глав государств, министров и руководителей международных организаций. Среди ключевых тем трехдневной дискуссии — вопросы общей безопасности региона, противостояние террористическим угрозам, иммиграционный кризис, новые энергетические сценарии и новые технологии, проблема санкций.
В этом году внимание было сфокусировано на ситуации в Сирии и Ливии, а также Йемене, Палестине, Иране и Тунисе — так что многие страны Ближнего Востока были представлены на высоком уровне. Одним из самых ожидаемых и почетных гостей стал Сергей Лавров. «Россия ведет активнейшую внешнюю политику в Ливии, Сирии и других странах региона, и ее отношения с Ираном тоже чрезвычайно важны. И потому конференция по проблемам Средиземноморского бассейна без участия России невозможна»,— заверил “Ъ” директор Итальянского института международных политических исследований (ISPI), который и организует конференцию, Паоло Магри. Он добавил, что организаторы «очень благодарны российскому министру, чье присутствие на конференции является подтверждением ее высокого уровня». И напомнил: Сергей Лавров — единственный глава МИДа, участвовавший во всех четырех римских встречах.
Сам министр в интервью итальянскому информагентству AGI заверил: Россия — «последовательный сторонник наращивания широкого международного сотрудничества в Средиземноморье с опорой на ценности партнерства, учета и уважения интересов друг друга, коллективный поиск ответов на общие вызовы, политико-дипломатическое урегулирование имеющихся разногласий».
Но таких позиций, как дал понять господин Лавров, придерживаются далеко не все. «В результате близоруких действий по смене неугодных режимов, навязыванию народам региона чуждых им рецептов развития значительная часть юга Средиземного моря превратилась в источник терроризма и нелегальной миграции»,— отметил он.
В своем выступлении на форуме тему внешнего вмешательства министр продолжил, отметив: Средиземноморье, «колыбель мировых цивилизаций и религий», остается очагом международной напряженности, источником наркотрафика, оргпреступности. Причина этого — навязывание народам Ближнего Востока и Севера Африки «чуждых им ценностей и рецептов». Кто именно этим занимается, пояснять было излишним.
Рассказал он и о попытках «подмены международного права» неким собственным «порядком, основанным на правилах». За час до этого, на пресс-конференции со своим итальянским коллегой, он говорил примерно о том же: США и их союзники «в случае с Украиной (реагируя на события в Киеве в 2014 году.— “Ъ”) руководствовались не международным правом, а правилами, которые сами себе придумали». Критике господина Лаврова среди прочих подверглись «маленькая, но агрессивная группа парламентариев» (за стремление «подорвать устав Совета Европы», который гарантирует всем странам-участницам равные права во всех органах), экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (за высказывание 2014 года о том, что единая воля членов альянса является «чрезвычайно мощным источником международной политической легитимности») и даже официальный Париж (за выдвинутую им «Европейскую инициативу по вмешательству»).
После выступления министру задавали вопросы: о ливийском урегулировании, поддержке президента Сирии Башара Асада, убийстве в Турции саудовского журналиста Джамаля Хашокджи. В завершение дискуссии модератор конференции рассказал, что его русская жена, когда обижается, говорит: «Ты меня не уважаешь». «Может, Россия чувствует, что ее недостаточно уважают в мире?» — уточнил он. «Я бы так не сказал»,— отметил министр. Он рассказал собравшимся, что в русском языке есть и другое выражение: «Боятся — значит уважают». На этих словах в соседней с конференц-залом комнате, куда официанты носили посуду, с грохотом разбились стаканы.
Впрочем, министр тотчас же успокоил, что завоевывать уважение, стращая всех окружающих, Россия не собирается. И в завершение призвал всех к взаимоуважительному диалогу.
Взаимная моральная поддержка
В Риме Сергей Лавров провел и отдельные переговоры — с президентом Ирака, главами МИДов Иордании, Японии и Ирана, а также встретился со своим итальянским коллегой Энцо Моаверо Миланези и отдельно — с премьер-министром Джузеппе Конте.
С обоими итальянскими руководителями министр виделся совсем недавно. В октябре в Москве побывали сначала Энцо Моаверо Миланези, а затем и Джузеппе Конте, который провел переговоры с президентом Владимиром Путиным. В России радушно встречали руководителей нового правительства Италии, неоднократно высказывавшего готовность добиваться снятия с России санкций со стороны ЕС. Правда, по итогам переговоров в Москве господин Конте дал понять, что Италия будет и дальше действовать в русле общеевропейской политики и не станет использовать свое право вето при продлении санкций.
«Конечно, санкции вредят и тем, кто их принимает, и тем, в отношении кого они вводятся. Они плохо влияют на нашу экономику»,— признал вчера на пресс-конференции Энцо Моаверо Миланези. Но, опять же, уклонился от четкого ответа на вопрос, что именно будет делать Рим, напомнив лишь, что очередное решение о продлении (или непродлении) санкций будет приниматься Евросоюзом в декабре. Сергей Лавров, впрочем, большего и не требовал, отметив: Италия среди «достаточно большого числа стран, которые считают ситуацию ненормальной».
«Сегодня отношения (России и Италии.— “Ъ”) развиваются по нарастающей. Между двумя государствами налажены тесные связи в торгово-экономической, энергетической, научной, культурно-гуманитарной области. Несмотря на раскрученную Брюсселем санкционную спираль, порядка 500 итальянских фирм и банковских организаций продолжают работать в России»,— заявил Сергей Лавров агентству AGI. И добавил: «Мы ценим то, что в текущих непростых условиях в Европе итальянские партнеры не прекращают взаимодействие с Россией».
Итальянские дипломаты в ответ обращают внимание на участие РФ в продвигаемых Римом региональных форумах. Так, Энцо Моаверо Миланези по итогам переговоров с российским коллегой рассказал, что Италия по достоинству оценила недавний приезд в Палермо на конференцию по Ливии премьер-министра Дмитрия Медведева. «Мы готовы и далее содействовать усилиям по скорейшему созданию условий для разрешения этого кризиса — равно как и других кризисов в регионе»,— успокоил своего собеседника Сергей Лавров.
Такая «моральная поддержка» особенно важна для Италии сейчас, когда ее стремление проявить себя лидером Средиземноморья — а римские диалоги, несомненно, имеют именно эту цель — проходят на фоне наметившейся тенденции к ослаблению позиций страны в Европе. По мнению президента итальянского аналитического центра Vision & Global Тиберио Грациани, «на фоне финансово-экономических трудностей и натянутых отношений с Брюсселем (забраковавшим бюджет Италии на будущий год и грозящим санкциями за нежелание его корректировать.— “Ъ”) партнерство с Москвой действительно может иметь для Рима исключительное значение». «Двусторонние встречи и участие Сергея Лаврова в конференции будут еще больше способствовать улучшению крепнущих день ото дня взаимоотношений между Москвой и Римом»,— заверил эксперт “Ъ”. Москва, как следовало из вчерашних заявлений Сергея Лаврова, ничего против этого не имеет.