Истина в жене
Гленн Клоуз в фильме о женщине в мужском мире
В прокат вышла драма Бьорна Рунге «Жена» c Гленн Клоуз в главной роли. Еще с премьеры на кинофестивале в Торонто в 2017 году актрисе почти единодушно прочат номинацию на премию «Оскар». Юлия Шагельман считает, что у Гленн Клоуз хорошие шансы на победу.
Джозеф (Джонатан Прайс) и Джоан (Гленн Клоуз) Кастельман — идеальная пара. Прожив сорок лет в браке и вырастив двоих детей, они все еще любят друг друга и даже не утратили физического влечения. В семье все идет по заведенному порядку — Джо пишет Великие Американские Романы, Джоан работает идеальной женой: следит, чтобы он вовремя принимал лекарства, правильно питался и не терял очки, выбирает крошки из бороды, ограждает от ретивых журналистов, сглаживает резкости его характера, но в первую очередь поддерживает и гордится. Конечно, у них есть и сложности — а у кого их нет? Например, сын Дэвид (Макс Айронс), начинающий писатель, явно комплексует от того, что рос в тени великого отца, а тот только подпитывает его неуверенность в себе. Но Джоан и здесь старается разрешить тлеющий конфликт.
Главная награда за все эти годы приходит, когда одним ранним утром раздается долгожданный звонок — Джо получил Нобелевскую премию! Он радуется как ребенок, его жена испытывает более сложную гамму эмоций, и до поры не все они могут быть понятны (по крайней мере зрителям, не смотревшим трейлер фильма). Семейство отправляется в Стокгольм, и в несколько дней, проходящих до вручения премии, перед нами разворачивается их история.
Основные события фильма происходят в 1992 году (в какой-то момент упоминается Билл Клинтон, и, похоже, не случайно — это еще один наглядный пример того, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина»). Флешбэки переносят действие в конец 1950-х, когда юная Джоан Арчер (ее играет дочь Клоуз Энни Старк) сама хотела писать и имела к этому большой талант, но встреча с обаятельно развязным и на тот момент женатым профессором Кастельманом (Гарри Ллойд) заставила ее отказаться от карьеры и стать просто женой №2. Знакомая и многократно использованная кинематографистами повесть о положении женщины в мужском мире и извечной необходимости делать выбор между призванием и личным счастьем. Но так ли все очевидно?
Конечно, в первую очередь картина рассказывает о традиционных гендерных ролях через призму нового взгляда эпохи Time’s Up (и героиня в эмоциональном эпизоде ближе к финалу прямо заявляет, что с нее хватит). Но Джо и Джоан — не только мужчина и женщина, это два человека, каждый из которых когда-то отказался от чего-то для себя важного, поэтому их отношения замешаны на чувстве вины и внутреннем конфликте. В разговоре с журналистом (Кристиан Слэйтер в своем обычном амплуа скользкого типа в очочках), который хочет писать биографию Джо, Джоан говорит: «Не выставляйте меня жертвой. Я гораздо сложнее». Впрочем, авторы фильма все же выбирают прямолинейный подход, в котором главным виновником остается белый цисгендерный мужчина (то есть Джо). И только благодаря тонко нюансированной игре Клоуз картина выделяется среди себе подобных и приобретает глубину.
Режиссура Бьорна Рунге, для которого экранизация вышедшего в 2003 году романа Мег Уолицер — первая англоязычная работа (автором сценария стала Джейн Андерсон, уже переносившая на экран неоднозначные женские характеры, например, в мини-сериале «Что знает Оливия?», 2014), наоборот, глубиной не отличается. Фильм поставлен аккуратно, но почти лишен воображения и больше напоминает телеспектакль, где ничто не должно отвлекать от исполнительницы главной роли. Остальные актеры тоже выступают скорее в качестве почтительного окружения, а не полноправных партнеров. Прайс балансирует порой на грани карикатуры, играя некий собирательный образ писателя, как если бы Сол Беллоу, Филип Рот и Ричард Форд вдруг соединились в одном человеке. Все тонкие движения души и едва заметная смена эмоциональных регистров достаются Клоуз, которая с полным правом блистает, демонстрируя, пожалуй, лучшую свою работу за несколько последних лет.