«Метрострою» готовят сани
Смольный в декабре может выбрать подрядчика на достройку Фрунзенского радиуса за 8,2 млрд рублей
Как стало известно "Ъ", в декабре Смольный может объявить конкурс на поиск подрядчика, который закончит строительство Фрунзенского радиуса метрополитена вместо ОАО "Метрострой". Стоимость работ оценена в 8,2 млрд рублей, при этом стоимость контракта с "Метростроем" составляет 34 млрд рублей. Достроить станции петербургского метрополитена предполагается до 20 мая 2019 года. Конкуренцию "Метрострою" могут составить компании, "зарекомендовавшие себя на рынке метростроения Москвы", говорят в правительстве Петербурга.
Согласно обновленному плану-графику, размещенному на портале госзакупок, Дирекция транспортного строительства (ДТС, подконтрольна комитету по развитию транспортной инфраструктуры, КРТИ) в декабре 2018 года запланировала объявить конкурс на поиск подрядчика, который до мая 2019 года должен будет завершить работы по строительству трех станций Фрунзенского радиуса метрополитена ("Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Южная") за 8,2 млрд рублей.
Сейчас между городом и генподрядчиком строительства Фрунзенского радиуса — ОАО "Метрострой" — заключен действующий госконтракт. Согласно ему, сдать станции необходимо до 20 декабря 2018 года. Ранее предполагалось, что ветку сдадут в 2017 году (при условии дополнительного финансирования), затем сроки сдвинули на первый квартал 2018 года, потом — до конца текущего года.
"Мы надеемся, что расторжение контракта не потребуется. В случае невыполнения ОАО "Метрострой" строительно-монтажных работ до 20 декабря заказчик вынужден будет рассмотреть вопрос о расторжении госконтракта. В план-графике учтена процедура на случай расторжения для сокращения сроков определения поставщика на остаток невыполненных работ",— отметили в КРТИ.
Как сообщалось ранее (см. "Ъ" от 20.11.2018), строительные работы на Фрунзенском радиусе отстают на три-четыре месяца. За срыв сроков ввода станций метрополитена на ОАО "Метрострой" могут быть наложены штрафные санкции: пени за каждый день просрочки и штраф за ненадлежащие исполнение обязательств в размере 0,5% от стоимости контракта, поясняли в КРТИ. Примечательно, что в 2018 году цена контракта на строительство участка Фрунзенского радиуса была увеличена на 8 млрд и теперь составляет почти 34 млрд рублей вместо изначальных 26 млрд рублей. Примечательно, что изначально Смольный заключил контракт с "Метростроем" на 30% ниже стоимости, предусмотренной проектом (см. "Ъ" от 22.05.2017, 21.03.2018).
В "Метрострое" считают, что размещение запроса ДТС нарушает процедуру, поясняя, что еще выполняется действующий контракт, а указанная стоимость "значительно превышает сумму не завершенных компанией работ". ОАО "Метрострой" ведет с заказчиком претензионную работу и при необходимости готово обратиться в суд, заявили в компании. Отметим, что "Метрострой" сам достраивал за предыдущим подрядчиком города — "Трансстроем" — стадион на Крестовском острове, после того как в 2016 году Смольный в одностороннем порядке расторг договоры с корпорацией. Споры между городом и "Трансстроем" продолжаются в суде до сих пор (см. "Ъ" от 15.08.2018).
Как сообщил "Ъ" вице-губернатор Игорь Албин, конкуренцию "Метрострою" на Фрунзенском радиусе могут составить компании, "зарекомендовавшие себя на рынке метростроения Москвы", отказавшись назвать, с кем именно велись переговоры. По данным Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, курирующего ввод новых станций метро, подрядчиками на объектах были "Мосметрострой" (возводил станции Люблинско-Дмитровской и Сокольнической линии), "Ингеоком" (станции "Деловой центр" и "Парк Победы"), "Казметрострой" (станции Бутовской линии), "СК Мост" (станции Таганско-Краснопресненской линии), "Транстоннельстрой" (Бутовская линия), "Бамтоннельстрой" (прокладка тоннеля в новосибирском и екатеринбургском метрополитенах, участие в строительстве в Москве), "Трансинжстрой" (проходка тоннелей для станций московского метрополитена). В 2018 году в Москве планируют открыть 25 станций метро. В компаниях вчера на запрос "Ъ" не ответили.
О том, что петербургскому "Метрострою" нужно обновление и конкурентная среда, не раз заявлял господин Албин (см. "Ъ" от 02.11.2018). Смольный пытается провести докапитализацию "Метростроя" на 1,5 млрд рублей и тем самым довести долю города в компании до контрольной. Согласно открытым данным, 24,87% в компании принадлежит генеральному директору компании Николаю Александрову, еще 13,62% принадлежит его отцу — Вадиму Александрову, 25% контролирует ГУП "Петербургский метрополитен", 21% принадлежит комитету имущественных отношений Петербурга, остальные акции распределены между 2,7 тыс. миноритариев. На вопрос, зачем пытаться докапитализировать компанию, а потом отдавать заказы конкурентам, господин Албин ответил так: "Работать на объектах капитальных вложений будут только те предприятия, которые способны выполнить такие работы качественно и в сроки госконтрактов. Мы не должны "поддерживать штаны" кому-либо из наших партнеров".