Росстату снова не доверяют
Расхождение официальных и независимых оценок может изменить статистику промышленности
Оценки динамики промышленного выпуска, и особенно ее направления в октябре 2018 года, Росстатом, Высшей школой экономики и ЦМАКП вновь заметно разошлись. В предыдущий раз такое расхождение стало причиной сильного пересмотра официальной статистики промпроизводства вверх, в этот раз Росстат выглядит заметно оптимистичнее независимых экспертов.
Октябрьская сводка Росстата о промпроизводстве не представляла особого интереса: хотя годовые данные указывали на ускорение роста выпуска, основными причинами которого являлись быстрое увеличение добычи нефти и лишний рабочий день в октябре 2018 года, с учетом сезонности за октябрь промпроизводство по-прежнему демонстрировало отклонение от стагнации на уровне конъюнктурных колебаний (см. “Ъ” от 19 ноября). «Если исключить нефтяной эффект, динамика промпроизводства оказалась бы сейчас намного слабее — 1,7–2% против фактических цифр в 3,7%»,— комментировали данные Росстата в Райффайзенбанке. При этом опросные опережающие индикаторы указывали на заметное расхождение оценок состояния сектора, а индекс деловой активности Росстата в октябре продолжил снижаться (см. “Ъ” от 6 ноября).
Интригу в статистику (Росстат подсчитал, что с учетом сезонности за октябрь выпуск вырос на 0,3%) внесла публикация задержавшихся оценок ЦМАКП. «В октябре объем выпуска снизился по сравнению с сентябрем на 0,4% (сезонность устранена), но с учетом предшествующего роста говорить о спаде преждевременно. Ситуация на грани между ростом и стагнацией. Схожие оценки динамики выпуска получены и в НИУ ВШЭ»,— констатируют там. Аналитики центра указывают на замедление добычи нефти (до +0,2% в октябре после +0,5% в месяц в третьем квартале) как результат выхода на новый уровень ее добычи, согласованный в рамках ОПЕК+. «В подавляющем большинстве других секторов с точностью до конъюнктурных колебаний преобладает стагнация»,— отмечают они.
Между тем текущие оценки ЦМАКП и лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ, в отличие от Росстата, демонстрируют резкое замедление динамики промышленности в октябре (см. график). В 2017 году, корректируя вручную исходные данные статслужбы по отдельным видам продукции, эти же эксперты находили в них сильные колебания, которые нельзя было объяснить реальными процессами, и доказывали, что промышленность растет заметно быстрее, чем считает Росстат. Тогда статистики были вынуждены заметно пересмотреть данные (см. “Ъ” от 19 июня). Владимир Сальников из ЦМАКП не исключает, что на этот раз ситуация может оказаться схожей, но теперь, по его словам, фундаментальных факторов для ускорения промышленного роста нет.
Заметим, что в ноябрьской записке о первых результатах конъюнктурных опросов промышленности ИЭП имени Егора Гайдара отмечается, что они «показывают сохранение темпа роста выпуска в окрестности нуля с июля; указанный индикатор не используется при расчете наших индексов, но до сих пор даже в условиях растущей дискредитации данных Росстата по этому показателю является самым популярным среди чиновников и аналитиков».
“Ъ” продолжает следить за развитием событий.