Крупный бизнес темнит насчет связей с политикой

Transparency International проверила компании на прозрачность

Как показала проведенная Transparency International проверка 104 крупных компаний, 76% из них не раскрывают должным образом свою вовлеченность в политическую деятельность, включая пожертвования различным партиям и лоббирование. Лишь одна компания — GlaxoSmithKline — была признана полностью прозрачной в этом отношении, а в числе злостных нарушителей оказались Huawei, Disney, Ernst & Young, Ford, Samsung, Toyota и множество других компаний.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По данным британского отделения международной организации Transparency International, значительное большинство крупных компаний не раскрывают подробностей своего взаимодействия с правительством.

Как отмечают авторы исследования, взаимодействие бизнеса с правительствами — вполне законная деятельность. Однако «если она совершается в тени, возникает серьезная опасность коррупции, когда решения принимаются в интересах богатых и влиятельных».

Данные для рейтинга собирались в течение нескольких месяцев из открытых источников, в том числе из отчетности самих компаний. При анализе учитывалось, насколько открыто и подробно компании раскрывают свою политическую вовлеченность и ее специфику — пожертвования политическим партиям, лоббирование политиков, контроль такого явления, как «вращающаяся дверь», когда чиновники после ухода с госслужбы переходят на работу в бизнес сектор и т. п.

По итогам проверки данных все компании были распределены по группам от A (лучшие показатели) до F (худшие показатели). В группу A пробилась лишь одна компания — GlaxoSmithKline. Стандарты, которых придерживается эта фармацевтическая компания, заслуживают, по мнению Transparency International, оценки «отлично». В числе компаний, стандарты которых признаны «хорошими» и «удовлетворительными», Barclays, Siemens, IBM, Centrica, Apple, Cisco, Microsoft, Lockheed Martin и другие.

Однако компаний, стандарты прозрачности политической вовлеченности которых были оценены как «неудовлетворительные» и «крайне неудовлетворительные», оказалось гораздо больше: 76 из 104 компаний попали в группы D, E и F. Amazon, Facebook, BP, BMW, Shell, Time Warner попали в группу Е с «неудовлетворительными» стандартами. В группу самых злостных нарушителей вошло 24 компании, среди которых оказалось больше всего многоотраслевых компаний, таких как CK Hutchinson, Hitachi, Mitsubishi Heavy Industries, Samsung, Softbank и TATA Group, и автомобильных производителей, таких как Ford, Honda, Nissan и Toyota. На таком же уровне оказались стандарты прозрачности у Disney, Huawei, Ernst & Young и других.

Как отмечают в Transparency International, предварительные результаты оценки показателей были направлены сначала всем компаниям из рейтинга.

Им было предложено внести изменения в свои стандарты до публикации рейтинга. По данным организации, почти треть из них сумели улучшить свои показатели и еще 17% пообещали это сделать. Как отмечает директор британского отделения Transparency International Кэтрин Хиггс, компании «должны быть более прозрачны в том, как они взаимодействуют с политиками, в противном случае они рискуют подорвать свою репутацию и в долгосрочной перспективе потерпят неудачу».

Алена Миклашевская

Вся лента