«Твиттер» для бобика
Домашние питомцы обрастают гаджетами и аккаунтами. О новой тенденции — Наталия Нехлебова
Все больше домашних животных выходит в онлайн — констатировали на международной конференции в Париже. У каждой пятой британской кошки есть свой интернет-профиль. Рынок гаджетов для животных стоит уже 2 млрд долларов. В дивный новый интернет домашних животных заглянул «Огонек»
Луи — ветеринар. «Мы заводим животных и большую часть своей жизни они — наши любимые — ждут нас дома одни,— сетует он.— Я постоянно на работе. И мои такса Бубу и кошка Коко скучают по мне. Но благодаря новым гаджетам я с ними на связи. Я знаю, чем они там заняты, как часто бьются их сердца, как они дышат, даже сколько раз в день они чешутся и хорошо ли спят. На расстоянии я остаюсь рядом с ними. Теперь мы гораздо ближе, чем когда-либо. Вот сегодня я здесь, на работе, а они там. Но я могу прямо сейчас поговорить с ними».
Луи достает смартфон, открывает приложение. На экране появляется изображение его гостиной. Это включилась Wi-Fi-камера, установленная в устройстве для связи с животными, оставшимися дома,— Petcube. Выглядит она как большая черная коробка, в которую можно загружать корм. «Бубу! Бубу!» — нежно зовет Луи. Из-за дивана выскакивает такса, прыгает, бешено вращает хвостом, смотрит на нас. «Кто себя хорошо вел?» — восторгается Луи. Такса утвердительно лает — в том смысле, что, конечно же, она. На экране появляется изображение косточки. Луи прижимает его пальцем, потом скользящим движением отбрасывает от себя. Через гостиную летит собачья галетка. Ее выбросил Petcube. Бубу хватает галетку в воздухе.
Таким же образом Луи отправляет таксе еще несколько галеток. «Я могу кормить ее на расстоянии!» — радуется он. С дивана спрыгивает кошка и не спеша подходит к собаке. «Коко! Ты тоже хочешь поиграть?!» — спрашивает Луи. На экране возникает графическое изображение мячика. Луи двигает его пальцем. На пол гостиной ложится красная световая точка. Это лазерная указка, встроенная в Petcube. Точка движется, руководимая пальцем Луи. Коко принимается гоняться за точкой. «Каждый раз, когда Бубу лает, я получаю сообщение и включаю камеру,— говорит Луи,— чтобы посмотреть, что случилось. Существует много разных гаджетов для связи с животными. У некоторых даже есть экран, и животные могут видеть хозяина, а не только слышать его голос из черной коробки».
Ошейник на счастье
Бум онлайн-гаджетов для животных начался около пяти лет назад. Все серьезно. Разработкой занимаются крупные компании. В 2016 году из США в Европу и Китай было отправлено 5 млн собачьих и кошачьих гаджетов. Основной смысл большинства инновационных штучек — мониторинг здоровья питомцев. Собака не скажет, где болит, а уж кошка тем более. Поэтому к ветеринару любимцев часто приводят, когда болезнь уже запущена. Самые популярные гаджеты — это чипованные ошейники. «Мы предлагаем ошейник, который сделает вашу собаку максимально счастливой,— сообщает реклама ошейников Vetrax.— Вы сможете читать ее мысли».
Луи показывает мне профиль Бубу в своем смартфоне. Он создается при покупке ошейника. «Сейчас мы посмотрим, как Бубу провел утро»,— говорит он.
Рядом с озадаченной собачьей мордой статистика: 8:00 — прогулка 34 минуты, цель — больше 60 минут; почесывание за последний час — 12:15, 12:38, 12:40 — в общем 87 секунд, цель — больше 120 секунд; отряхивание за последний час — 12:32, 12:42 — в общем 19 секунд, цель — больше 45 секунд. Бег — рисуется кривая шкала скорости, из которой становится ясно, что Бубу спорт не любит. За полдня он бегал всего 3 минуты со скоростью 6 км/ч. Все чипованные ошейники более или менее похожи. Они меряют температуру, пульс, дыхание, активность, потраченные калории. В зависимости от веса, возраста и породы собаки ошейник устанавливает цель на день — сколько нужно пробежать, съесть, попить, поспать, почесаться... И рисует в приложении многочисленные кривые отклонений и соответствий. Впрочем, хозяин сам при желании может в профиле собаки уменьшать и увеличивать нагрузки, которые необходимы его животному. Если что-то идет не так — собака много спит, часто чешется, мало пьет,— приложение подает тревожный сигнал: пора идти к ветеринару.
Профиль собачки светится зеленым светом — все в порядке, оранжевым — что-то не так, красным — пора бежать к врачу. Некоторые ошейники даже меряют эффективность сна — как крепко собачка спит, много ли ворочается. Ошейник PetPace уделяет особое внимание позам, в которых находится собака. В конце дня в приложении появляется цветная инфографика. Сколько питомец лежал на левом боку, сколько на правом, как долго он спал, свернувшись калачиком, как много сидел, стоял и бегал. Во всех ошейниках есть GPS-трекер, где программируются допустимые границы прогулок. Как только животное за них выходит, на смартфон хозяина приходит тревожный сигнал.
«Бубу немного полноват,— рассказывает Луи,— поэтому я посадил его на диету с помощью умной кормушки. Она открывается, только если к ней подходит животное со специальным чипом в ошейнике. И там всегда высыпается определенное количество корма». Кормушка подключена к онлайн-магазину кормов, где создают индивидуальное меню питомца. Заказывать доставку можно с помощью голосового помощника Alexa.
Кошек подключить к миру интернет-возможностей оказалось сложнее. Ошейники их раздражают, на голос хозяина из черной коробочки они могут ответить ледяным равнодушием… Но им подошли умные… туалеты. Подключенные к Сети лотки меряют температуру животных, фиксируют частоту посещений, замеряют вес того, что оставил котик. Все информацию владелец получает на смартфон, она автоматически анализируется, и при тревожных симптомах программа рекомендует хозяину обратиться к ветеринару.
Новые гаджеты позволяют взглянуть на мир глазами кошки. Маленькая камера Whiskas Catstacam вешается на грудь питомца. Девайс делает снимок, когда кошка начинает двигаться, новинка запрограммирована фотографировать каждые 10 секунд. Камера подключена к Instagram, поэтому выборочные фотки автоматически постятся в ее профиле, который можно завести при покупке камеры. Социальные сети животных очень популярны — среди их поклонников, конечно же. Подразделение банка Sainsbury`s, предоставляющее услуги страхования домашних животных в Великобритании, выяснило, что почти каждая пятая кошка или собака имеет там собственный аккаунт. Больше всего их в Facebook. За ним следуют Instagram и Twitter. С помощью новых камер животные могут постить фотографии в социальных сетях самостоятельно. Причем они не только публикуют снимки, но и делают подписи к ним, если собака в этот момент залаяла. Даже коровы не отстают. В одном из сельскохозяйственных университетов США каждый раз, когда коровы доились, ученые постили фотографии коров в Twitter с сообщением: «Ой, я подоилась».
В России пока гаджеты для животных не очень популярны. Но год назад появились продвинутые интернет-платформы.
Например, онлайн-тест от Royal Canin для тех, кто собирается завести питомцев. Это подробный опросник, который выясняет, в каких условиях живет будущий владелец собаки, как долго он находится на работе, есть ли рядом парк… В конце появляется список пород, который подходит определенному человеку. Также существует платформа Best of Pets — база проверенных заводчиков, где можно купить питомца. Там продается более 600 питомцев в месяц. Есть также Vet Academy интернет-ветакадемия — первая в России обучающая программа для ветеринаров.
Лучший мир
«История с интернетом животных началась на фермах,— объясняет Грегори Сантанер, консультант глобальной сети ветеринаров VetoNetwork.— С помощью современных устройств проще осуществлять ветеринарный контроль. Каждый день больше чем 1 млн коров подсоединяется онлайн, и ветеринары с помощью приложений могут мониторить их здоровье в реальном времени: собирается 20 разных показателей состояния коровы каждую секунду. Теперь гаджеты, которые 24 часа семь дней в неделю контролируют здоровье животных, стали выпускать для собак и кошек. И это настоящая находка для нас, ветеринаров. Например, с котами большая проблема — у них симптомы болезни совсем не заметны. А с новыми умными туалетами мы сможем спасти много кошачьих жизней».
Рынок гаджетов для животных растет очень быстро, в основном пока в США и Европе. Грегори Сантанер считает, что через пять лет в США и Европе 20 процентов домашних животных уже будет подсоединено к приложениям через один или два гаджета. «Нас ждет полная диджитализация ветеринарной медицины,— мечтает он.— И лучший мир для собак и кошек». Гаджеты будут отслеживать каждый тревожный сигнал. Искусственный интеллект будет собирать все эти данные и анализировать. Забота о животных станет более превентивной. Для этого компания Mars Petcare начала длительное исследование домашних животных Pet Insight Project. Свои умные ошейники Whistle она раздает бесплатно, чтобы собирать данные о поведении сотен тысяч собак.
«Исследование началось в прошлом году и будет длиться до 2023 года,— рассказывает Кевин Ллойд, технический директор Whistle.— Мы проводим его совместно с сетью ветеринарных клиник. Наша задача — на основе огромного массива данных выявить закономерность: какое именно поведение — признак конкретной развивающейся болезни. Мы собираем и видео — у нас уже есть 8 тысяч видео от тысячи разных собак. Все это сейчас анализируется с помощью BigData. Мы на пороге новой умной ветеринарии. Собаки и кошки не умеют говорить, но мы близки как никогда к тому, чтобы начать их понимать».
Впрочем, дело, конечно, не только в здоровье. Живой домашний питомец в смартфоне — это весело. «Это то, что нужно поколению Z,— уверяет Грегори Сантанер.— Животные, подключенные онлайн. Можно удаленно делать забавные фотографии своей кошки или собаки и постить их в социальных сетях. Это привычное и естественное развлечение для нового мира».
Интернет домашних животных — образ будущего, который создают не только ученые и ветеринары. Немецкий публицист Александр Пшера, автор бестселлера «Интернет животных», считает, что «машины благодати и любви» вернут нас природе, мы заговорим с животными на одном языке. «Когда бизнесмен из Франкфурта сможет зафрендить листолаза из Коста-Рики,— мечтает Александр Пшера,— его отношение к природе изменится». Вопрос включения животных в социальные сети и другие цифровые форматы — дело времени. В конце концов, животные — та часть природы, которая на наш взгляд может ответить своим взглядом. Они скрашивают наше одиночество на планете как вида. Поэтому мы не оставим их не втянутыми в онлайн-пространство. «Техника — это теперь не вечный противник природы, не враг добра и не средство разрушения, это переходник между человеком и его естественной средой,— убеждает Пшера.— Главным следствием интернетизации станет полноценное включение природы в человеческую деятельность».
Действительно, гаджеты для животных всегда рекламируются как нечто, что поможет разобраться, что животное чувствует. Критики же этой концепции считают: чтобы понять, что происходит с домашним животным, нужно просто быть к нему внимательнее. «Если вы внимательно относитесь к своему питомцу, знаете его характер, следите за поведением, знаете, какого качества шерсть, вы так или иначе будете понимать, что с ним не так,— замечает Оксана Мороз, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС.— Эти технологии можно продать современному гиперзанятому человеку, который не хочет тратить много времени на общение с животным, считает, что животное — это своего рода предмет престижа. Это культура показного потребления, когда ты демонстрируешь за счет своего животного, что у тебя есть определенный объем свободных средств, которые ты можешь потратить вот так. Домашнее животное — очень человекоцентрично. Даже независимым котам важно общение с человеком, и технологические штуки этого не заменят. Все эти гаджеты — в большей мере это то, что нужно прежде всего человеку. Проблема с интернетом домашних животных в том, что это изначально желание человека. Это создается с точки зрения понимания человека, что такое комфорт и что такое удобство, что должны уметь животные, что мы должны о них знать. Но это входит в противоречие с тем, как животные привыкли жить. Мы просто создаем сегмент удобных нам технологичных животных. Этот рынок не очень отвечает именно потребностям животных. Интернет домашних животных делает их понятнее нам на каком-то простом физиологическом уровне, но не позволяет нам понять, насколько им комфортно в этих диджитал-условиях, которые мы создаем».
На телефон Луи приходит сигнал, что Бубу лает. Он включает камеру. Бубу яростно треплет подушку. Перья летят во все стороны. «Фу! Фу! — громким шепотом произносит Луи, наклоняясь к смартфону (он на конференции ветеринаров),— плохая собака, плохая. Фу!» Бубу слышит голос хозяина из черной коробочки, бросает подушку и, виляя хвостом, бежит туда, откуда исходит голос. Луи делает снимок собаки, окруженной перьями из разорванной подушки. «Petcube и снимки отличные для Instagram делает»,— говорит он и выключает камеру. Бубу остается наедине с черной коробочкой.