Кредитор вместо акционера
Владимир Дзагуто о новой роли «Роснано» в солнечной энергетике
Ожидавшийся выход «Роснано» из солнечной энергетики — продажа 49% в «Хевеле» структурам Михаила Сиволдаева, о которой “Ъ” рассказал в интервью 26 ноября глава «Хевела» Игорь Шахрай,— с формальной точки зрения создает крайне странную структуру в отрасли. Господин Сиволдаев, о котором до августа почти никто не знал, становится сначала белым рыцарем, выкупая у «Реновы» 5% «Хевела» и спасая компанию от американских санкций, а потом и контролирующим акционером, владельцем 54% в крупнейшем инвесторе в солнечную энергетику в России.
«Хевел» считается лидером отрасли — причем не только за счет портфеля проектов, но и за счет влиятельности акционеров. За СП стояли масштабные фигуры Виктора Вексельберга, которого, по-видимому, можно считать главным лоббистом, выбившим в 2010–2011 годах у правительства программу поддержки зеленой энергетики в стране до 2025 года, и Анатолия Чубайса, который уже в этом году проводил массированную пиар- и джиар-кампанию за продление этой поддержки. Михаил Сиволдаев такой ударной мощью явно не обладает, хотя опыта для кураторства над «Хевелом» после долгой работы в «Ренове» у него наверняка достаточно. А это позволяет предположить, что и «Роснано», и «Ренове» вряд ли удастся отойти от дел, связанных с «Хевелом»,— даже если бы они и рассматривали эту возможность.
Впрочем, есть и другой фактор, который сводится к старой поговорке «вход — рубль, выход — два». Только эти два еще надо где-то найти. Как заявили в «Роснано», долг компаний группы «Хевел» перед госкомпанией — свыше 10 млрд руб., на его погашение отведен период до 2025 года. В такой ситуации крайне рискованно просто взять и выйти из технологического бизнеса, в котором доходы должника зависят исключительно от нерыночных механизмов поддержки (зеленая энергетика окупается пока лишь за счет повышенных платежей энергорынка). Поэтому, думаю, «Хевел» может рассчитывать на то, что «Роснано» по-прежнему будет охранять инвестиции в сектор, тем более что у госкомпании остался бизнес в ветровой генерации. Кредиторы не менее, а то и более акционеров беспокоятся за успешность инвестпроектов. Это, кстати, частично объясняет и недавнюю активность лоббистских усилий Анатолия Чубайса в поддержку зеленой энергетики.
Но в истории с «Хевелом» есть еще один момент, который может заставить насторожиться. Если поддержку солнца и ветра все же прикажут продлить, это неизбежно приведет к новому циклу инвестиций в отрасли — и, как пояснял источник “Ъ”, к потребности в новых кредитах. То, что «Роснано» выходит из «Хевела» именно тогда, когда последнему надо искать долговое финансирование, может быть воспринято и как неуверенность госкомпании в долгосрочных перспективах зеленой отрасли.