Топ-менеджеры АСТ взяли кофе с собой
Совладельцы издательства приобрели долю в сети Coffee Like
Совладельцы и топ-менеджеры книжного издательства АСТ Павел Гришков и Александр Богуславский приобрели 33% сети кофе-баров Coffee Like. В ходе сделки бизнес покинул Аяз Шабутдинов, продавший свои 75,5% Coffee Like новым инвесторам и прежним партнерам за 151 млн руб. Владельцам предстоит удержать многочисленных франчайзи сети, которых на старте проекта привлекла фигура его основателя, отмечают эксперты.
Гендиректор издательства АСТ (входит в крупнейший в России книжный холдинг «Эксмо-АСТ») Павел Гришков и коммерческий директор Александр Богуславский (владеют соответственно 5,39% и 1% АСТ) приобрели доли в сети кофе-баров Coffee Like, следует из данных Kartoteka.ru. В структуру сделки вошли управляющая компания сети ООО «Кофе Лайк» (продает франшизы) и ООО «Логистика кофе» (отвечает за поставки кофе и расходных материалов). Павлу Гришкову принадлежит по 31% долей в обеих компаниях, Александру Богуславскому — по 2%. Господин Богуславский подтвердил “Ъ” информацию о сделке, уточнив, что инвестиция была личной, в оперативном управлении он участвовать не будет и долю в сети наращивать не планирует. Рынок кофе навынос растет, а Coffee Like один из его лидеров, отметил он.
Из бизнеса вышел основатель Coffee Like Аяз Шабутдинов (он также развивает сеть образовательных центров, хостелов, барбер-шопов и языковых школ под брендом Like). Часть его долей выкупили прежние инвесторы сети — Иван Ермилов и Александр Нудин, которым теперь принадлежит 20,2% и 46,8% бизнеса соответственно. Господин Шабутдинов владел 75,5% Coffee Like. Сумма сделки составила 151 млн руб. при оценке компании в 200 млн руб., рассказал он “Ъ”.
Со ссылкой на аналитический отчет Discovery Research Group Аяз Шабутдинов оценивает долю Coffee Like в России и СНГ на уровне 40% на рынке кофе-баров. Сейчас у сети 453 кофе-бара, в трехлетней перспективе могут открыться еще минимум 530 — соглашения об этом уже подписали действующие франчайзи, рассказал предприниматель. Большинство точек открыты по франшизе, в собственную сеть входят лишь девять кофе-баров и одна кофейня в Ижевске. По данным господина Шабутдинова, в октябре 2018 года выручка розничной сети Coffee Like составила 151,8 млн руб., годом ранее за октябрь сеть выручила 80,7 млн руб. При этом рентабельность управляющей компании превышает 40%, в ее доходах 60% поступлений составляют роялти-платежи, уточняет он.
Как сообщал ранее “Ъ”, с 2018 года с Coffee Like начал сотрудничать сотовый оператор «Вымпелком»: кофейни открылись в нескольких салонах «Билайн». Количество точек и условия сотрудничества оператор не раскрывает. «В целом партнерские форматы в магазинах рассматриваем как перспективное направление»,— сообщила вчера представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.
По данным Franshiza.ru, рынок франшиз кофеен за десять месяцев 2018 года вырос на 30% к аналогичному периоду 2017 года. Рост произошел во многом благодаря сезонному всплеску интереса, который начался в сентябре-октябре 2018 года, указывает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. Сеть Coffee Like росла во многом за счет персоны Аяза Шабутдинова, известного как бизнес-коуч, что особенно помогло на старте франчайзингового проекта, полагает эксперт. «В сети остается множество адептов ижевского бизнес-гуру, поэтому новой управляющей компании нужно приложить определенные усилия для удержания этой части партнеров»,— рассуждает госпожа Рождественская. При этом новые владельцы уже активно продвигают франшизу и пытаются привлечь новых партнеров, отмечает она. По ее подсчетам, исходя из объявлявшихся Coffee Like объемов выручки, роялти и паушальных платежей, вложения инвесторов в покупку управляющей компании могут окупиться в течение двух-трех лет.