Российский футбол вернулся в красную зону
Согласно данным PwC клубы РПЛ получили убыток в 1,7 млрд рублей
В понедельник официальный аудитор Международной федерации футбола (FIFA) компания PwC представила уже второе «Комплексное исследование экономики российского футбола». В этот раз специалисты PwC сконцентрировались на показателях сезона-2017/18, которые можно назвать неоднозначными. С одной стороны, клубы Российской премьер-лиги (РПЛ) порадовали заметно возросшей посещаемостью матчей. С другой — российский клубный футбол, в позапрошлом сезоне сгенерировавший прибыль, превышающую 3 млрд руб., снова вернулся в красную зону: суммарные убытки команд составили 1,7 млрд руб.
Компания PwC представила уже второе «Комплексное исследование экономики российского футбола». Результаты первого исследования были обнародованы меньше года назад, в феврале, и касались сезона-2016/17. В новом документе, как и в февральском, также не хватает конкретики. В частности, по-прежнему нет разбивки финансовых показателей по клубам, поскольку российские команды традиционно крайне неохотно делятся информацией.
Если же говорить об обобщенных сведениях, то картина вырисовывается неоднозначная. К положительным моментам следует отнести рост посещаемости матчей. В среднем матчи чемпионата России собирали по 14 тыс. зрителей против 11,4 тыс. сезоном ранее, что является лучшим показателем за все время наблюдений. Отметим, что в текущем сезоне, стартовавшем практически сразу после чемпионата мира, отмечен еще более внушительный рост посещаемости — она достигла отметки почти в 20 тыс., и таким образом, РПЛ вышла на показатели, сопоставимые с ведущими европейскими лигами, такими как французская и итальянская, где игры первенства в среднем посещают 25 тыс. человек.
Интересно, что рост посещаемости происходит на фоне уменьшающегося количества трансляций игр на общедоступных каналах. Так, если в сезоне-2016/17 на федеральных каналах было показано 98 матчей, то в чемпионате сезона-2017/18 показатель снизился до 84 встреч. В нынешнем сезоне, согласно условиям нового четырехлетнего контракта, подписанного РПЛ и «Матч ТВ» (ежегодно он будет приносить лиге примерно по 1,7 млрд руб.), в «федеральный» эфир пойдет только 60 игр. То есть у болельщиков чаще будет появляться стимул все-таки сходить на стадион. Тем более что многие клубы лиги играет на новых, комфортабельных аренах. При этом уменьшение количества трансляций на общедоступных каналах не наносит ущерба рейтингам. Они достигли показателя 4,8 против 4,1 за предыдущий отчетный период (среди мужчин от 18 лет). Увеличилось и среднее количество абонентов платных каналов, транслирующих матчи,— с 329 тыс. до 351 тыс. А с начала текущего сезона, как ранее сообщал “Ъ” президент РПЛ Сергей Прядкин, платные каналы набрали уже почти 400 тыс. подписчиков.
К негативным моментам, отраженным в отчете, можно отнести то, что клубы РПЛ в 2017 году (PwC фиксировала данные по финансовым годам, а не по сезонам) снова ушли в красную зону и показали убыток. Он составил 1,7 млрд руб. А ведь в 2016-м клубы сумели получить прибыль в 3,2 млрд руб. Впрочем, уже тогда было ясно, что для российского футбола, стабильно генерирующего убытки (в 2014-м они составили 8 млрд руб., а в 2015-м — 9,4 млрд руб.), внезапный выход в плюс вызван стечением обстоятельств. Прибыльность была обусловлена не ростом доходов, а резким, на 8,4 млрд руб., снижением расходов. В 2017-м ситуация была более сбалансированной и резких скачков не наблюдалось. Доходы клубов составили 56,8 млрд руб., а расходы 58,5 млрд. В отчете PwC отмечается, что «основной причиной отрицательного финансового результата в 2017 году стало сокращение доходов, не связанных с коммерческой деятельностью». «В то же время общий уровень расходов остается почти стабильным, что связано в первую очередь с долгосрочными контрактными обязательствами клубов»,— считают специалисты PwC.
Что касается основных источников доходов клубов, то тут особых изменений не произошло. Так, поступления от телевизионных контрактов принесли клубам 4,6% дохода (3,5% в 2016-м), реализация билетов дала 7,7% против 4,7% годом ранее. Но львиную долю доходов российские клубы по-прежнему получают от спонсоров, зачастую являющихся и фактическими владельцами команд. Причем отмечен резкий рост доли спонсоров: в 2017-м она составила 51,9% против 44% годом ранее. Выросла и доля доходов, проходящих по статье «целевые поступления» (речь идет о прямой поддержке, оказываемой владельцами клубов, или о бюджетных субсидиях),— с 13,8% до 15,1%. А вот «прочие доходы» (от трансферов, операций с недвижимостью и прочей деятельности, не связанной с футболом) значительно сократились и составили 13% (в 2016-м — 27,3%). Ничего удивительного, если учитывать, что клубы РПЛ начиная с сезона-2014/15, на который пришлась резкая девальвация рубля, стабильно снижают расходы на покупку игроков, отдавая предпочтение более дешевым футболистам. И если в докризисном сезоне-2013/14 суммарная стоимость игроков лиги составляла €1,54 млрд, то уже в следующем она снизилась до €1,22 млрд, потом до €1,1 млрд, €1,02 млрд и в чемпионате-2017/18 достигла €0,88 млрд. Тенденция к удешевлению футболистов продолжилась и в текущем сезоне — на данный момент, согласно сведениям портала Transfermarkt (их использовала и PwC при составлении своего отчета), актуальная суммарная стоимость игроков лиги составляет €813 млн.