Автоконцерны покорили СПИК
Hyundai и группа ГАЗ добились льгот от правительства
В периметр специнвестконтрактов (СПИК) группы ГАЗ и Hyundai, заявки которых одобрил Минпромторг в целом на старых условиях, не войдут наиболее интересные инвесторам гарантии господдержки — компенсации утильсбора и пошлин на автокомпоненты. Источники “Ъ” опасаются, что в таком виде инструмент не будет работать, а в правительстве хотят выработать критерии доступа к госсубсидиям вне СПИК.
Межведомственная комиссия по специнвестконтрактам под председательством замглавы Минпромторга Василия Осьмакова одобрила заключение СПИК (фиксируют налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции) с группой ГАЗ Олега Дерипаски и «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ).
5 млрд рублей в год
теряла бы без специнвестконтракта «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» по окончании своего соглашения о промсборке в РФ
Это первое решение по СПИК в автопроме, после того как в июле вице-премьер Дмитрий Козак заморозил работу по ним — у него возникли вопросы к непрозрачности процедур. На этом фоне готовили механизм СПИК 2.0, предполагающий конкурсы инвесторов (“Ъ” рассказывал о его условиях 8 октября). В автопроме тогда зависли заявки Hyundai, группы ГАЗ, BMW и ГК «Автотор». Обеспечить заключение СПИК с ними Дмитрий Козак поручил по итогам совещания 22 ноября (см. “Ъ” от 26 ноября). Шансы на СПИК также сохраняет АвтоВАЗ. Несмотря на готовность нормативной базы для СПИК 2.0, контракты подпишут на старых условиях.
Параметры СПИК Hyundai предполагают создание новых мощностей на базе производства в Петербурге и центра НИОКР. Компания локализует выпуск двигателей и коробок передач, расширит выпуск машин и экспорт, базу локальных поставщиков компонентов. Инвестиции — 27,3 млрд руб. В заявке группы ГАЗ речь идет о создании новых и модернизации старых мощностей в ряде областей для вывода на рынок новых моделей и расширения экспорта. Стороной СПИК выступает Нижегородская область.
В концернах условия СПИК не комментируют, но в Hyundai надеются подписать контракт в этом году. Компании, подписавшие СПИК 1.0 до конца года, получат компенсацию роста НДС с 18% до 20% с 1 января. Но говорить о скором подписании СПИК с компаниями пока рано — сначала заявки проанализируют на уровне вице-премьера, сказал его представитель. Между тем Hyundai должна заключить СПИК до декабря, когда у концерна истекает соглашение о промсборке (дает льготы по импортным пошлинам в обмен на локализацию производства в РФ). По завершении соглашения из-за роста пошлин «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ) потеряет около 5 млрд руб. в год. Но гарантий компенсации пошлин в рамках СПИК концерн не получит: Дмитрий Козак исключил такие обязательства, а также гарантии по компенсации утильсбора из условий контрактов. Источники “Ъ” на рынке полагают, что формулировка все равно позволяет предусмотреть в контракте доступ к компенсациям пошлин на автокомпоненты.
Компенсации утильсбора назывались концернами одним из ключевых условий СПИК на фоне неопределенности из-за изменения системы господдержки (см. “Ъ” от 9 октября и 20 ноября). В октябре господин Козак сообщал президенту, что субсидии войдут в периметр реформы. Но сейчас, по данным “Ъ”, об этом речи не идет. Кроме того, Дмитрий Козак поручил внести в постановления правительства №30–32 (промсубсидии, де-факто компенсирующие утильсбор российским заводам) поправки, которые дадут «равные условия» доступа всем локализованным концернам. Как писал “Ъ” 9 октября, вице-премьер летом поручал проработать и вопрос дифференциации промсубсидий и компенсации пошлин в зависимости от глубины локализации. Тогда Минпромторг предлагал ввести в автопроме балльную систему подсчета локализации и привязать к ней промсубсидии (“Ъ” подробно писал об изменениях 3 августа).
Собеседник “Ъ”, знакомый с обсуждением заявок, считает, что новые контракты — «промежуточный вариант между старым и новым СПИК», поскольку в них исключается господдержка, которая есть в подписанных контрактах. По его словам, это уже не единый инструмент для отрасли и в такой конфигурации он не будет работать. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что ключевой вопрос — будут ли СПИК подписаны, как и ранее, на индивидуальных условиях или правительство примет более или менее одинаковые обязательства и льготы по заявкам. Он добавляет, что от компенсаций пошлин и утильсбора зависят перспективы окупаемости проектов в рамках СПИК.