Границы времени
Матиас Умпьеррес о сотрудничестве с Rolex
Rolex Mentor And Protege Arts Initiative — программа поддержки и развития визуальных искусств, театра, архитектуры, кино, танца, литературы, музыки. В феврале этого года в категории «Театр» был представлен проект аргентинского режиссера Матиаса Умпьерреса, созданный под присмотром выдающегося канадского театрального режиссера Робера Лепажа. В октябре в рамках фестиваля «Территория» Умпьеррес показал свою инсталляцию в Москве.
— Как началось сотрудничество?
— Сначала Rolex выбрала меня вместе с еще несколькими художниками со всего света, так я получил приглашение к участию. Затем было несколько этапов отбора, который прошли всего три человека. До последнего момента я не знал, кто будет моим ментором, Робер Лепаж сам выбрал меня в качестве своего протеже, и комитет поддержал это решение. Для Rolex было важно сотрудничество молодого и знаменитого режиссера, важно, чтобы мы оба были состоявшимися профессионалами. Я хорошо понимал, насколько сложно попасть в этот проект, ведь каждые два года в каждую программу комитет выбирает только одного человека. Для меня это стало возможностью осуществить проект мечты.
— Что нужно было сделать, чтобы пройти конкурс? По каким параметрам отбирали?
— Комитет выдвигает человека, и если он участвует в дальнейшем отборе, то должен составить и отправить заявку, в которой будет описание всех его прошлых проектов и инсталляций, отзывы людей, с которыми он работал. Затем проводится интервью с участником и теми людьми, которые прислали рекомендации. И во время всех этих этапов вплоть до самого последнего, когда ментор выбирает себе будущего протеже, комитет постепенно сокращает список. В данном случае, как я понимаю, важно было найти художника, чьи работы похожи на работы Лепажа. А я, как и он, имею дело с разными видами искусства. Меня выбрали в категории «Театр», но я работаю, например, и с кино.
— Кто был автором идеи финального проекта? Вы или вы вместе с ментором?
— В конечном итоге Робер выступил как актер. Конечно, в качестве ментора он полностью сопровождал этот проект, я задавал вопросы, он давал свои комментарии. Об идее проекта я рассказал Rolex уже после того, как меня выбрали, но я над ней очень много думал раньше. Я понял, что это возможность осуществить давно задуманное и шанс выйти на новый уровень работы.
— Сколько времени длилась работа над проектом?
— Если не считать процесса формирования идеи, техническая часть заняла около года. Съемки продлились всего пять дней, они проходили в Испании. Мы собрали команду довольно известных испанских актеров. Дальнейшая обработка отснятого материала заняла два месяца.
— В чем заключалось участие Rolex?
— Помимо того что они помогали с финансированием, они очень много занимались логистической частью во время съемок. Помогали с приездом Лепажа в Испанию, открытием экспозиции в Берлине, полностью занимались всеми организационными вопросами.
— Что общего между всеми участниками программы?
— Я знаком с Паучи Сасаки, девушкой, выбранной в категории «Музыка», и с ее ментором Филипом Глассом. Она музыкант, но свою работу рассматривает в контексте сцены, визуальных и виртуальных искусств. Мне кажется, Rolex ищет людей, которым интересны точность и время.
— Как вы работаете со временем?
— Я всегда пытаюсь расширить границы времени, границы театра. Когда артист находится на сцене, это конкретный момент, в который разыгрывается конкретное действие. Я хочу раздвинуть рамки времени и показать, что театр может быть не только одномоментным, я стараюсь сохранить его для будущего. Заснять игру Анхелы Молины на видео, чтобы ее можно было увидеть и потом.
— Что бы вы пожелали начинающим художникам?
— Когда человек выбирает свою жизнь, в ней сохранены все его впечатления и внутренние ощущения. То же самое с искусством. Как бы ни происходило обучение режиссера, каждый человек должен чувствовать себя свободным, имеющим право создавать тот театр, который он хочет, а не тот, который ему предлагают. Поэтому я всегда говорю, что все художники очень храбрые. Я очень верю в роль артиста, режиссера, противостоящего обществу. Посредством вымысла человек может понять, что можно жить по-другому. Таким образом вымысел помогает человеку быть свободным в своем выборе.