«Черная пятница» оказалась рекордной
Что позволило ритейлерам добиться высокого показателя
Россияне потратили рекордные суммы во время «черной пятницы» в этом году. Оборот продаж отечественных ритейлеров на акции увеличился почти в два раза по сравнению с прошлым годом, сообщает агентство «Infoline – Аналитика». Только за первый день россияне потратили в онлайне 17 млрд руб., в обычных магазинах — 70 млрд руб. Самый большой спрос был на одежду, электронную технику и товары для дома, хуже продавались авиабилеты.
Средний чек в онлайн-магазинах на «черную пятницу» был в восемь раз выше обычного — примерно 11,5 тыс. руб., рассказала директор по маркетингу оператора фискальных данных «Платформа ОФД» Екатерина Петрова: «Число покупок в онлайн-ритейле по всей России было примерно на 18% выше, чем за аналогичный период неделю назад. Оборот интернет-магазинов был больше в 1,5 раза. Наибольший всплеск продаж наблюдается 23 ноября: средний чек был выше обычного в 11 раз, дневной оборот — больше в два раза. Население в этом году, как и в прошлом, готовится к “черной пятнице”, потому что знает, что будут скидки. Серьезным драйвером продаж сейчас является техника для так называемого «поколения селфи»: молодежь в городах-мегаполисах, которые уже привыкли совершать покупки онлайн, ориентируются на интернет, различные скидки, программы лояльности и кэшбэк. Как раз они показали хорошие продажи в период “черной пятницы”».
Выросли не только средние чеки и заработок продавцов, но и число участников акции. Скидки в общей сложности предоставили около 5 тыс. организаций, сообщил глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов: «В этом году “черная пятница” превзошла все самые смелые ожидания и прогнозы.
По предварительным оценкам, в дни распродажи было оформлено интернет-заказов на сумму больше 17,4 млрд руб., это колоссальный объем. Если взять обычный день на локальном рынке в интернет-ритейле, это где-то 1,6-1,7 млрд руб.
Ближе к Новому году ажиотаж возрастает, средние дневные объемы увеличиваются, но то, что мы увидели за эти выходные, в разы превышает обычную выручку. Чеки действительно выросли, но опять же этот показатель сильно зависит от товарной категории, поэтому я бы пока с осторожностью подходил к таким цифрам. За три года нам удалось популяризировать акцию так, что она стала известна во всей стране, к ней присоединилось огромное количество компаний — больше 5 тыс. организаций в этот раз, и это только те, кто сообщили нам. Посмотрите, как выглядели в эти выходные реклама, объявления, билборды: абсолютно везде предлагалось что-то приобрести на “черную пятницу”. Я на своем телефоне насчитал больше 40 SMS от различных магазинов, которые предлагали к ним заглянуть на этих выходных. Кроме того, торговые центры устраивали распродажу для всех своих резидентов, поднимали трафик, своих клиентов, организовывали довольно серьезные промо».
Большинство участвовавших в «черной пятнице» россиян сделали покупки на сумму до 3 тыс. руб., следует из проведенного «Ъ FM» опроса в «ВКонтакте». Также значительная часть граждан потратили в магазинах более 10 тыс. руб.
Рекорды на «черной пятнице» — во многом результат усилий магазинов по продвижению акции. Кроме того, россияне начали заранее готовиться к распродаже и ради нее откладывают покупки, считает директор по исследовательским проектам Института исследований интернета Глеб Шуклин: «Несмотря на то, что покупательская способность в последние годы снижается, компании, которые достаточно давно работают на рынке, выработали грамотный подход к этому периоду, верно выстраивают маркетинговую политику и готовят клиентов к этим трем дням в году. Такой рекордный показатель стал результатом сочетания факторов: в первую очередь, готовностью продавцов правильно готовить как свои активы, учитывая интересы покупателей. Во вторую очередь, это готовность самих покупателей, которые за годы проведения “черной пятницы” к ней привыкли и на нее рассчитывают. И, в-третьих, это естественный рост электронной коммерции, который, как мы видим, не может быть остановлен даже отрицательными общими макроэкономическими показателями».
Активную роль в «черной пятнице» в этом году впервые играл малый бизнес, сообщил производитель онлайн-касс «Эвотор». По его данным, в акции намеревались принять участие больше половины предпринимателей.