«Роснефть» вернулась на биржу
Нефтекомпания полностью возобновила торги топливом
«Роснефть», полторы недели назад прекратившая торги топливом на бирже, 27 ноября восстановила продажи. Компания была недовольна «засильем» трейдеров на СПбМТСБ, теперь биржа разработала предложения по ужесточению требований к их работе. Кроме того, по мнению источников “Ъ”, на решение «Роснефти» могло повлиять и то, что компания нуждается в биржевом канале продаж, поскольку не может реализовать свой товар только на собственных АЗС.
«Роснефть» 27 ноября полностью восстановила торги бензином и дизтопливом на бирже СПбМТСБ, которые были неожиданно прекращены 16 ноября, свидетельствуют данные биржи. Общий объем торгов нефтепродуктами за день вырос на 20%, до 91,3 тыс. тонн, что в итоге привело к снижению цен в пределах 1%, увеличившихся вслед за уходом «Роснефти» с торгов. Нефтекомпания является крупнейшим поставщиком топлива на российский рынок, ее доля в биржевых торгах составляет примерно 40%.
В «Роснефти» и СПбМТСБ не дали комментариев. В ФАС лишь заявили, что приветствуют возвращение объемов «Роснефти» на биржу.
Непосредственно перед тем, как «Роснефть» прекратила торги на бирже, цены на топливо там снижались как из-за сезонно низкого спроса на топливо, так и из-за снижения цен на нефть. При этом с 1 ноября крупнейшие нефтекомпании подписали соглашения с правительством о заморозке цен на топливо в мелком опте. Цены на бирже к моменту ухода с нее «Роснефти» уже упали ниже уровня, согласованного с правительством, и продажа топлива на бирже становилась менее выгодной, чем по закрепленным в соглашении мелкооптовым ценам.
Публично «Роснефть» обосновывала свой уход с биржи тем, что недовольна правилами торгов — по мнению компании, значительная часть продаваемого топлива достается перекупщикам. «Роснефть» «не собирается поддерживать маржу трейдеров в условиях, когда сама несет существенные издержки» для стабилизации цен, говорил “Ъ” пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев. При этом в «Роснефти» допускали, что могут вернуться на биржу, если будут изменены правила торгов. Такие изменения 20 ноября были одобрены на совете секции СПбМТСБ и затем направлены на утверждение регуляторам — впрочем, по словам собеседников “Ъ”, они не носят принципиального характера. Частично «Роснефть» вернулась к торгам на бирже уже 19 ноября после договоренностей между вице-премьером Дмитрием Козаком и главой «Роснефти» Игорем Сечиным, но продавала топливо только в адресном режиме крупным промышленным потребителям.
Александр Новак, глава Минэнерго РФ, 19 ноября
В целом от компании «Роснефть» в процессе обсуждения соглашения поступили разумные предложения по поводу того, как отрегулировать работу биржи
Собеседники “Ъ” отмечают, что полномасштабное возвращение «Роснефти» на биржу может быть связано также с тем, что компания не может продать все свои объемы через собственные АЗС и по внебиржевым каналам в условиях низкого сезона и фактических ограничений экспорта. Кроме того, 28 ноября состоится очередное заседание биржевого комитета при ФАС, на котором пришлось бы констатировать невыполнение «Роснефтью» в ноябре совместного приказа ФАС и Минэнерго по обязательной продаже топлива на бирже. До сих пор ФАС никак не реагировала на ситуацию.
Дмитрий Козак 27 ноября провел совещание с представителями «Роснефти» и независимых участников рынка. По его итогам представитель вице-премьера Илья Джус заявил, что «никто никогда не говорил о том, чтобы ликвидировать институт трейдеров или брокеров, речь идет о тонкой наладке их работы в рамках единого цивилизованного рынка». Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов сообщил “Ъ”, что на совещании РТС призывал нефтекомпании снизить цены на нефтебазах вслед за биржевыми ценами. По его словам, Дмитрий Козак признал, что смысл заморозки цен в мелком опте заключался именно в установлении верхнего предела цен.
По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, после возвращения «Роснефти» на биржу цены начали стабилизироваться. Кроме того, отмечает эксперт, с 1 января должен заработать демпфирующий акциз на нефтепродукты, который должен защитить рынок от резких скачков цен на топливо в случае роста цен на нефть.