PROЛЕС

Рослесхоз имеет информацию о количестве и качестве лесов в стране вообще и в Сибири в частности, но материалы лесоустройства на половину земель лесного фонда не актуализировались больше 20 лет. За это время на территории сибирских лесничеств появились дачные поселки и базы отдыха, которые муниципалитеты согласовали на «законных основаниях». Не всегда лесники могут оперативно реагировать и на факты незаконной рубки. Навести порядок в отрасли, по мнению экспертов, позволит федерализация лесоустроительных работ и активное применение ИТ-технологий.

Бремя регионов

Проблемы и перспективы лесо­устройства стали главными темами Всероссийской конференции «Технологические инициативы в учете леса и земель лесного фонда», которая прошла в Новосибирске в середине ноября и собрала более 300 специалистов лесной отрасли. Организатором мероприятия стал ФГБУ «Рослесинфорг» при поддержке Рослесхоза.

По единодушному мнению экспертов, принятие в 2006 году Лесного кодекса РФ неблагоприятно отразилось на лесной отрасли страны. По этому закону правительство передало большую часть полномочий по лесоустройству регионам. Субъекты федерации получили право проводить таксацию лесов, заниматься их охраной и воспроизводством. За собой федеральный центр оставил проектирование лесов и лесопарков.

«Лесоустройство находится в упадке. Законодательная разрозненность мероприятий лесоустройства не обеспечивает его единства, снижает эффективность лесо­управления и ведения лесного хозяйства,— считает заместитель директора ФГБУ „Рослесинфорг“ Алексей Григорьев.— Лесоустройство сейчас может выполнять кто угодно, любой, кто выиграет конкурс, где главный критерий — наименьшая цена. Объем и качество материалов лесоустройства все время падают».

Если в 2007 году только 14% материалов по лесоустройству страны имели давность 20 лет и более, то сейчас — 55%. При этом доля материалов, полученных меньше 10 лет назад, тогда оценивалась в 67%, в настоящее время — только 13%. Если с 1990 по 2007 годы лесоустроительные работы проводилась в среднем на 36,7 млн га в год, то с 2007 по 2017 годы — лишь на 18,6 млн га. Как рассказал исполняющий обязанности начальника департамента лесного комплекса Кемеровской области Константин Николайченко, на 86% земель лесного фонда Кузбасса, площадь которого оценивается в 5,1 млн га, лесоустройство проводилось более 10 лет назад. Подобная ситуация характерна сегодня для большинства сибирских регионов.

Падение количества и качества лесоустроительных работ эксперты во многом связывают с сокращением финансирования в регионах и отсутствием единого стандарта расчета стоимости работ по таксации. В рамках одного субъекта федерации лесоустроительные работы стоят от 9 до 200 руб. за га. «Лесоустройство — не произведение искусства, за которое можно поторговаться. Это четко определенный комплекс работ, имеющий свои затраты, которые можно достоверно высчитать»,— указывает начальник управления лесоустройства, лесного планирования и проектирования ФГБУ «Рослесинфорг» Михаил Тюков.

«Не может хорошая работа быть сделана за маленькие деньги. Для того чтобы таксатор просто оказался в поле, а точнее в лесу, его заработная плата должна быть 50 руб. за га, не считая налогов, ГСМ, материально-технической базы, которые существенно увеличивают стоимость работ,— подчеркивает директор „Запсиблеспроекта“ Вячеслав Федюнин.— Когда мне говорят, что арендаторы лесных участков заказывают таксацию за 20–30 руб. за га и у них все хорошо получается, у меня возникает два вопроса. А был ли вообще кто-то из таксаторов в лесу? А не взяли ли просто старые материалы лесоустройства какого-нибудь 1970 года и, не выходя из кабинета, актуализировали данные и представили их как материалы таксации? Ведь механизма контроля выполнения лесоустроительных работ сегодня в регионах нет». В ФГБУ «Рослесинфорг» считают, что оптимальная стоимость работ по лесоустройству в среднем должна составлять 140 руб. за га, отметил директор организации Игорь Мураев.

По словам руководителя дирекции по взаимодействию с органами государственной власти ООО «УК Сегежа групп» Николая Иванова, крупный бизнес готов платить за лесоустройство, но считает это вынужденной мерой. «Только в тех регионах, где мы работаем сегодня, наши забюджетированные расходы на лесоустроительные работы с 2018 по 2020 годы составляют 500 млн руб. А с учетом новых территорий наши затраты на лесоустройство и межевание составят почти 1 млрд руб. И это абсолютно неправильно, ведь лесоустройство — не наша задача. За тот же 1 млрд мы могли бы построить серьезный домостроительный комбинат»,— подчеркнул господин Иванов.

Картинка не складывается

Порядок установления границ и оформление прав на леса регулируется сразу несколькими отраслевыми законодательствами: лесным, земельным, градостроительным. Летом прошлого года вступил в силу 280-ФЗ, известный как «Закон о лесной амнистии», который значительно облегчил труд специалистам ФГБУ «Рослесинфорг» по определению границ лесничеств и лесопарков. Многие границы лесов оказались размытыми из-за самовольного захвата земель лесного фонда муниципалитетами и бизнесом. Нередки и случаи, когда люди, начиная строительство на отведенных им участках, не знали, что их недвижимость, по данным лесного реестра, находится в границах лесничества или лесопарка и строительство незаконно.

По закону границы лесных земель должны быть определены до января 2023 года и внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). «Чтобы правильно и качественно определить границы лесничеств и лесопарков, мы работаем сразу с несколькими источниками информации. И чем их больше, тем лучше,— рассказывает начальник управления земельных отношений ФГБУ „Рослесинфорг“ Юлия Никонова.— Это государственный лесной реестр, ЕГРН, федеральный фонд пространственных данных, планшеты лесоустройства, ортофотопланы, топографические карты, архивы землеустроительных документаций, материалы территориального планирования и так далее».

При этом установление границ лесов на местности методом визуализации Юлия Никонова считает не всегда оправданным. «Если речь идет об определении границ государственного лесного фонда, то инструментальный метод эффективен, но если нужно определить границы на заболоченной территории или заросших лесом сельских землях, то визуально определить границы леса будет невозможно»,— подчеркнула она.

Данные о лесах в разных учетных системах могут отличаться кардинально. Например, площадь городских лесов Ханты-Мансийска, согласно генеральному плану, составляет 5,07 тыс. га, по материалам лесоустройства — 4,07 тыс. га, по данным государственного лесного реестра (ГЛР) — 3,48 тыс. га, а по кадастровому учету — 781,7 га. «Только в пяти населенных пунктах Ханты-Мансийского автономного округа площади городских лесов по кадастровому учету соответствуют площади по ГЛР, а в трех населенных пунктах кадастровый учет городских лесов не проводился»,— констатирует заместитель начальника отдела лесного планирования департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО Александр Горбунов.

Как рассказал заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю Игорь Штайнепрайс, на момент вступления в силу 280-ФЗ на территории региона было выявлено 18 тыс. пересечений земель лесного фонда с землями муниципальных образований, зарегистрированных в ЕГРН. Всего в ЕГРН внесено около 200 тыс. земельных участков лесного фонда Алтайского края.

«Мы получили материалы по пяти лесничествам, из них внесли в ЕГРН пока только два. Причем после уточнения границ их территория увеличилась,— подчеркивает Игорь Штайнепрайс.— Например, к Барнаульскому лесничеству, площадь которого составляет около 26 тыс. га, мы добавили 128 га, а исключили 43 га».

Филиалы ФГБУ «Рослесинфорг» в Томской области на кадастровый учет поставили 58% территории лесничеств, отметила заместитель начальника отдела государственного лесного реестра департамента лесного хозяйства региона Светлана Горулева. При этом если в Алтайском крае площадь лесного фонда составляет 4,5 млн га, то в Томской области — 18,9 млн га. «С 2015 по 2017 год установлены границы шести лесничеств Томской области. Расхождения в границах лесничеств с границами лесных участков, поставленных на кадастровый учет, возникли по причине устаревшей лесоустроительной документации, которая в Чаинском лесничестве, например, датировалась 1976 годом, а также технической ошибкой, допущенной при проведении работ»,— объясняет госпожа Горулева. Самозахват выявлен на территории трех лесничеств Томского района на площади около 200 тыс. га. Сейчас томский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» определяет границы еще пяти лесничеств области.

Технологии в помощь

Чтобы обеспечить актуальность данных о лесоустройстве страны на уровне не старше 10 лет, а именно такую задачу перед Рослесхозом ставит правительство, нужно проводить работы по лесоустройству как минимум на 26 млн га в год, а в идеале — на 30 млн га. И то это позволит обновить информацию о лесах, которые уже эксплуатируются. А ведь 50% территории лесного фонда, как отметил в своем выступлении заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Михаил Клинов, относятся к резервным и защитным лесам. «А еще 25 млн га из эксплуатационных лесов выделены в особо защитные участки. Так что неэксплуатируемых лесов у нас больше, чем в любой лесной державе мира»,— заключил господин Клинов.

Добиться целевых показателей по лесоустройству, по мнению экспертов, возможно только за счет внедрения инновационных способов дистанционного учета лесов. «Цифровизация в лесном хозяйстве началась уже довольно давно. Это и использование космоснимков, перевод их в оцифрованный формат, и создание различных информационных систем, которые применяются для сбора и анализа информации о лесе»,— говорит Михаил Клинов.

Наиболее продвинутыми регионами по внедрению информационных систем в лесоустройство сегодня являются Московская область и Республика Татарстан. Как рассказал на конференции председатель комитета лесного хозяйства Московской области Иван Советников, на сегодня в регионе оцифрована вся информация о состоянии лесов. Причем она находится в открытом доступе на портале в интернете, и любой житель может узнать, кто и на каких условиях рубит лес по соседству с его домом. «Мы заставили всех подрядчиков использовать мобильное приложение, которое фиксирует работы на территории до и после и с геопривязкой. И пока подрядчик не загрузит фотографии в мобильное приложение, мы ему работу не оплачиваем,— объясняет чиновник.— Такой подход позволяет нам контролировать качество проведения лесоустроительных работ подрядчиками». Кроме этого, портал позволяет принимать в электронном виде декларации и отчеты, формировать в электронном виде выписки из ЕГРН.

В Республике Татарстан, чуть ли не единственном регионе страны, у которого все данные о лесоустройстве получены менее 8 лет назад, сейчас реализуется проект по аккумулированию всех данных по лесному фонду региона на одном геоинформационном портале. Но в отличие от опыта Московской области, чиновники Татарстана решили разделить информацию на открытую — для жителей региона, и закрытую — для профессионального сообщества. Также в республике реализуется проект по созданию цифровой модели Татарстана, рассказал министр лесного хозяйства региона Равиль Кузюров. С помощью пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов ведется съемка территории в высоком разрешении.

А в Иркутской области современные дистанционные технологии мониторинга леса позволяют выявлять факты незаконной рубки леса. «Иркутская область — лидер по объему незаконного оборота древесины в стране. Для многих жителей отдаленных деревень лес — единственный заработок и способ отопить свое жилье. А учитывая объем лесного фонда Иркутской области в 69 млн га, лесным инспекторам не по силам выявить все факты незаконной рубки»,— говорит заместитель министра лесного комплекса Иркутской области Валентин Широков.

Сейчас дистанционный мониторинг покрывает 20 лесничеств, или 21 млн га. За девять месяцев 2018 года на территории Иркутской области было зафиксировано 2,5 тыс. фактов незаконных рубок, из них 42% — с помощью дистанционного мониторинга. Суммарный объем выявленных незаконных рубок составил 510 тыс. куб. м.

Ожидается, что опыт наиболее продвинутых регионов с точки зрения использования ИТ-технологий в лесоустройстве в скором времени будет внедрен по всей стране. «В конечном счете должна появиться единая информационная система лесного хозяйства, которая будет аккумулировать все сведения о лесных ресурсах страны, включая лесопатологию, незаконные заготовки древесины, лесопожарный мониторинг»,— считает Михаил Клинов. Директор ФГБУ «Рослесинфорг» Игорь Мураев анонсировал в 2019 году запуск портала пространственных данных Рослесхоза, на котором будет доступна актуальная информация о дистанционном зондировании земли.

Штучный кадр

Несмотря на развитие дистанционных систем учета, от таксаторов ФГБУ «Рослесинфорг» отказываться не собирается. Более того, чтобы выполнить ежегодный план учета лесов в 26–30 млн га, штат инженеров-таксаторов планируется увеличить в полтора раза. К 2020 году их число в филиалах организации составит 1200 человек. «Для оптимизации затрат на проведение лесо­устроительных работ мы должны сочетать наземные и дистанционные способы, аналитико-измерительное дешифрование с глазомерной таксацией и дешифрированием аэро- и космических снимков»,— убежден Игорь Мураев.

Для этого должна расти и профессиональная компетенция специалистов. Уже сегодня инженеры-таксаторы Запсиблеспроекта в своей работе используют авторский полевой планшетный компьютер «Армит». «Использование программных компонентов при наземных способах таксации позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на камеральные работы, что, в свою очередь, снижает общие затраты на выполнение работ»,— подчеркнул директор Запсиблеспроекта Вячеслав Федюнин. Другая разработка Запсиблеспроекта — информационно-программный комплекс «Лесинфорг», который позволяет совмещать и автоматически обновлять лесотаксационную и картографическую базы данных на уровне лесничества. В помощь современному таксатору и лазерный дальномер, и электронная мерная вилка.

Для обучения специалистов учета леса ФГБУ «Рослесинфорг» разработало программу развития кадрового потенциала. Она предполагает расширение сотрудничества с вузами страны и создание на базе филиалов пяти учебно-производственных центров по подготовке инженеров-таксаторов. «Таксаторы — это штучные специалисты,— говорит Вячеслав Федюнин.— Мы должны активнее вовлекать молодежь, повышать привлекательность профессии, способствовать развитию наставничества». По оценке директора Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства Александра Мартынюка, на подготовку полноценного специалиста по лесоустройству требуется не менее трех лет.

Централизация решений

Все участники конференции выступили за скорейшее возвращение всех полномочий по проведению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень. Только так будет возможно обеспечить качественное выполнение всех работ по учету лесов и лесопарков страны. «Контроль всех видов лесоустроительных работ позволит государству максимально эффективно и сбалансированно использовать лесные ресурсы России. За счет повышения качества информации о состоянии лесных ресурсов возрастет и инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса»,— убежден заместитель директора ФГБУ «Рослесинфорг» Алексей Григорьев. Идею федерализации полномочий по лесоустройству летом этого года поддержал и премьер-министр России Дмитрий Медведев. Ожидается, что передача произойдет в 2020 году.

«Важно понимать, что речь не идет о просто передаче полномочий по лесоустройству с одного уровня на другой. Речь идет о более глобальном действии. О возврате объемов лесоустройства, о придании ему того качества, которое необходимо и лесному хозяйству, и лесной промышленности, и обществу»,— подчеркнул заместитель руководителя Рослесхоза Михаил Клинов. «Вместе с федерализацией полномочий на нас ляжет огромная ответственность по объемам и точности материалов лесоустройства. К этому нужно быть готовыми»,— подчеркнул Игорь Мураев.

Единственная тема, которой не коснулись спикеры форума, — лесовосстановление. Но как уверил Михаил Клинов, проблема не так критична, как о ней принято думать. По его словам, участники рынка сегодня близки к 100%-ному лесовосстановлению. Более того, государство предприняло меры по организации с 2019 года компенсационного лесовыращивания, призванного восстановить безвозвратно потерянные леса из-за строительства инфраструктуры — газо- и нефтепроводов, ЛЭП, дорог и так далее. В частности, Новосибирская область намерена ежегодно увеличивать площадь искусственного лесовосстановления на 45%. В 2018 году работы выполнены на площади 5,29 тыс. га, из них искусственное лесовосстановление — 1,26 тыс. га и естественное лесовосстановление — 4,3 тыс. га. При этом площадь сплошных вырубок и погибших насаждений составила 2,9 тыс. га.

Антон Белкин

Вся лента