Пособие по молодости
Московская филармония презентовала новый молодежный оркестр
В зале Чайковского (КЗЧ) прошла презентация Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО) — нового проекта Московской филармонии, поддержанного Фондом президентских грантов и Министерством культуры. Об идеях, целях и особенностях РНМСО, не похожего ни на один другой оркестр, рассказывает Юлия Бедерова.
Первый концерт в зале Чайковского первый в России постоянно действующий молодежный оркестр, созданный по инициативе Московской филармонии и ставший ее штатной единицей, дал в возрасте 87 дней. За время, прошедшее с 1 сентября, музыканты, отобранные по результатам Всероссийского оркестрового конкурса (по словам членов жюри, он подтвердил не только высокий уровень инструменталистов, но и плохое знание оркестровой специфики — в консерваториях оркестровому мастерству не учат), успели обжить беспрецедентно оснащенную базу в «Филармонии-2», начать заниматься со специалистами (в этом сезоне приглашены концертмейстеры Концертгебау и французские специалисты, в том числе Жан-Кристоф Спинози) и сыграть несколько концертов для студенческой аудитории Москвы и городов Сибири. Из короткой презентации на экране КЗЧ становилось ясно, зачем это нужно. «Классика живьем — это круто и классно!» — сообщали новые слушатели.
Привлечение в залы новой молодежной аудитории (этот зверь, вероятно, действительно может хорошо ловиться на молодых и не скучающих на сцене музыкантов, новую, в том числе специально заказанную, музыку и по-новому сконструированные программы) — одна из трех главных задач нового оркестра. Вторая — исполнительский рост и человеческая радость самих оркестрантов: инструменталисты в возрасте от 22 до 28 лет могут постоянно работать в хорошем оркестре с активной концертной практикой, заинтересованной аудиторией и нерутинным репертуаром: в концерте-презентации уже звучал хоть и краткий, но объемный конспект фрагментов русской и мировой симфонической классики от Бетховена до Чайковского и Малера, до которого не всякий взрослый оркестр в России в принципе доживает.
Третья цель оркестра — футуристическая, но кажется реалистичной: выросшие в РНМСО и его своеобразной школе повышения профессионального мастерства — Симфонической академии — с мастер-классами российских и европейских музыкантов, под постоянным присмотром взрослых концертмейстеров, в общении с молодыми и знаменитыми дирижерами (постоянного руководителя у оркестра нет специально, и уже достигнуты договоренности о сотрудничестве с разными известными музыкантами: от Василия Петренко до Валерия Гергиева) бывшие участники оркестровой «молодежки» станут кадровым резервом для лучших российских оркестров и усилением для тех, что еще только развиваются.
Нетривиальное сочетание концертной, образовательной и просветительской функций РНМСО по крайней мере выглядит уникальным, а станут ли его концертные программы также не похожими на прочие по качеству, интонации и содержанию, будет понятно позже. Но уже сейчас оркестр не только гастролирует по университетам, но и заявлен в программах московского филармонического цикла для молодежи «Мама, я — меломан», где «как обычно» не бывает.