«Яндекс.Драйв» почувствовал груз
Каршеринг предложит в аренду фургоны
Сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» расширится за счет фургонов Citroen Jumpy, которые можно будет взять в аренду между ТТК и МКАД. Компания видит заинтересованность в услуге со стороны мелкого бизнеса и торговых сетей, что подтверждают сами ритейлеры. Эксперты считают новую услугу нишевым продуктом, предупреждая, что сервису придется конкурировать с классическими грузоперевозчиками.
Принадлежащий «Яндексу» сервис «Яндекс.Драйв» в декабре запустит грузовой каршеринг на базе фургонов Citroen Jumpy, рассказали “Ъ” в компании. На старте в парк оператора войдут 50 таких автомобилей, их максимальная грузоподъемность составляет 1,2 тонн. Фургоны «Яндекс.Драйв» взял в операционный лизинг у дилера Major, сумму и сроки лизинга в компании не раскрывают. Если услуга окажется востребованной, компания сможет «оперативно расширить парк», говорят в «Яндекс.Драйве».
Новые машины будут представлены в существующем приложении «Яндекс.Драйва». Начать и завершить аренду фургонов пользователи смогут между ТТК и МКАД, в том числе потому, что там дешевле парковка, уточняют в компании. Для их аренды будет доступна поминутная тарификация — 24 руб. за минуту в пути и 7 руб. за минуту ожидания. При этом сервис намерен сфокусироваться на пакетных предложениях с арендой на два, пять или 12 часов, уточняют в компании. Например, в пакет двухчасовой аренды входят 30 км, стоить он будет 1050–1150 руб. в зависимости от времени суток.
«Яндекс.Драйв» запущен в феврале 2018 года в Москве. По собственным данным компании, за девять месяцев автопарк сервиса расширился с 750 до 6,5 тыс. легковых автомобилей, ежемесячно пользователи сервиса совершают около 1 млн поездок.
Выход «Яндекс.Драйва» в новый сегмент ориентирован в том числе на малый бизнес и на торговые сети, говорят в компании. «Грузовой каршеринг — перспективное направление, которое поможет решить не только личные задачи человека, но и малого бизнеса. Например, на наших фургонах можно возить продукты для небольшой кофейни или цветы для своего магазина. Не нужно нанимать отдельный грузовик и заключать дополнительный договор»,— объясняет руководитель «Яндекс.Драйва» Антон Рязанов.
Сейчас на рынке грузового каршеринга в Москве и Подмосковье работает единственный заметный игрок — каршеринг «Наш», который предлагает автомобили Lada Largus. В компании не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.
«Яндекс.Драйв» может вступить в конкуренцию и с транспортными компаниями, хотя у сервисов разная целевая аудитория, рассуждает коммерческий директор компании «Грузовичкофф» Анастасия Будкина. «В случае ДТП или других непредвиденных ситуаций, которые часто происходят с каршеринговым транспортом, клиенту придется возмещать убытки компании-арендодателю. Если человек не готов к этому, проще обратиться в компанию грузоперевозок»,— предупреждает она. «Яндекс.Драйв» вступит в конкуренцию прежде всего с логистическими и транспортными компаниями, соглашается руководитель группы услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ компании EY Андрей Томышев. «Но сегментация останется: "Грузовичкофф" будет ориентироваться на коммерческие перевозки, а каршеринг — на частные»,— полагает он.
В частности, услуга грузового каршеринга может быть востребована среди покупателей для самовывоза товаров, которые не помещаются в обычный легковой автомобиль, не исключает представитель IKEA Игорь Кисиль. Поминутная аренда фургонов будет пользоваться спросом, но это нишевый продукт, уверен основатель и гендиректор YouDrive Борис Голиков. Грузовые перевозки рассматривали и в YouDrive, но «посчитали, что в приоритете развитие более широкого сегмента».