Хакеры взломали канатную дорогу ради биткойнов
Кто и зачем мог совершить кибератаку в Москве
Московскую канатную дорогу взломали и потребовали выкуп в биткойнах. «Коммерсантъ FM» выяснил обстоятельства кибератаки на только что запущенный фуникулер, соединяющий Воробьевы горы и «Лужники». Он остановился на второй день после открытия для пассажиров. Кто взломал московскую канатную дорогу? Об этом — в материале Ивана Корякина.
Канатная дорога — «новый воздушный вид транспорта», как ее называет мэрия, — пять минут в кабинке Porsche Design от смотровой площадки до «Лужников», месяц бесплатного проезда, толпы москвичей и поломка на второй день работы. Ее свидетелем стал москвич Владимир: «Мы постояли в очереди около 20 минут. Нам сказали, что откроют канатную дорогу через минут 15. В итоге еще через 20 минут ничего не открылось, и объявили, что там какие-то поломки, что сами техники не знают, что произошло. Типа, если хотите, стойте, если хотите, расходитесь.В принципе, объявили, да и все разошлись».
В соцсетях, впрочем, не удивились. Москвичи припомнили и ломающиеся электробусы, и то, что канатную дорогу хотели запустить еще к чемпионату. А когда пресс-служба МКД сообщила о хакерской атаке, злорадства стало только больше, дескать, дороги тоже взламывают, чтобы были пробки. Однако кибератака действительно имела место, заверил «Коммерсантъ FM» один из авторов проекта, председатель попечительского совета комплекса «Воробьевы горы» и депутат госдумы Дмитрий Свищев:
«Почему-то кому-то интересно было сорвать классное мероприятие. Знаю одно, что технически она полностью исправна, но вот это нападение, кибератака на компьютеры, которые отвечают за контроль безопасности, конечно, это безобразие».
Минувший вечер ответственные за канатную дорогу провели на объекте. В их числе был и запыхавшийся технический заказчик строительства Николай Диваков. Он сообщил «Коммерсантъ FM», что хакеры требовали выкуп в биткойнах: «Называется, конечно, по-другому — терроризм, если честно. Попросили прислать в биткойнах деньги, и тогда у нас не будет никаких проблем, поэтому срочно приняли меры, аккуратненько сняли с линии всех пассажиров и остановили канатную дорогу до того, как правоохранительные органы решат, что нам делать. Мы не стали заходить дальше по ссылке, потому что это могло бы еще повлечь серьезные нарушения, я думаю, сбои в компьютерной сети».
Но как вышло, что новейшее сооружение стало легкой мишенью для хакеров? И была ли угроза жизни пассажиров? Взломать такие серверы — несложная задача, говорит консультант по интернет-безопасности компании Cisco Алексей Лукацкий: «Есть некие сервера, которые управляют процессом движения. Соответственно, как самый, наверное, сложный вариант — это попытка перехватить управление самим процессом, а самый простой вариант — атаковать сервер и вывести его из строя, что приведет к тому, что система остановит свое функционирование.
А учитывая, что это было достаточно знаковое событие, понятно, что у хакеров возникло желание продемонстрировать, грубо говоря, кто здесь главный».
Но кому понадобилось взламывать канатную дорогу? Ответственные за проект связали инцидент с массовыми эвакуациями из торговых центров, которые прошли в Москве накануне. По их мнению, у всех этих событий один виновник. Источники в силовых структурах в разговорах с журналистами заявили, что звонки с территории Украины — реакция на инцидент в Керченском проливе. Впрочем, год назад Украину тоже обвиняли в телефонном терроризме, однако задержать удалось лишь российских школьников и душевнобольных.
Еще одна канатная дорога может соединить станции метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Инвесторы заявляли, что готовы вложить в проект почти 4 млрд руб. Предложение рассматривают в столичной мэрии.