Китайских собак покормят из России
Новосибирский завод Mars будет экспортировать корма
Концерн Mars, производитель кормов для животных Pedigree и Whiskas, хочет начать их экспорт в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии с заводов в России. Сроки начала экспорта будут зависеть от того, как скоро китайские власти смогут сертифицировать предприятия; вопрос об этом должен решиться на межправительственном уровне. Эксперты отмечают, что по объему рынок Китая пока уступает российскому, но в перспективе десятилетия может превзойти его в два-три раза.
О планах Mars наладить поставки кормов для домашних животных со своего новосибирского завода в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии рассказал президент корпорации в России Валерий Щапов. Какой объем продукции может экспортироваться из региона, руководство Mars не сообщило. В пресс-службе Mars добавили, что потенциально экспорт может быть налажен не только с предприятия в Новосибирской области, но и с других российских фабрик. У компании есть также два предприятия в Московской области, по одному в Ульяновске и Ростове-на-Дону.
По данным правительства Новосибирской области, в 2018 году предприятие Mars в этом регионе произвело 50 тыс. тонн сухих и 45 тыс. тонн влажных кормов. Сейчас компания завершает расширение мощностей предприятия, инвестировав в проект 700 млн руб. В результате производство сухих кормов на предприятии увеличится на 25%, уточнил директор завода Иван Запрягаев.
Сроки начала экспорта в Китай будут зависеть от решения вопроса с сертификацией российских предприятий. «Для начала поставок нам необходимо, чтобы китайская сторона включила их в список разрешенных для ввоза кормов для непродуктивных животных. Мы рассчитываем на сохранение данного вопроса в повестке двусторонних межправительственных консультаций»,— сказал представитель Mars.
По прогнозам Euromonitor International, в 2018 году объем российского рынка кормов для домашних животных вырастет на 1,76%, до 620,85 тыс. тонн, в деньгах — на 7,82%, до $3,17 млрд. В Китае объем этого рынка в 2018 году должен составить 407,16 тыс. тонн против 322,59 тыс. тонн годом ранее, продажи — $2,21 млрд против $1,66 млрд. Если в России почти 69% рынка в натуральном выражении в 2018 году придется на корма для кошек, то в Китае основной продукт в категории — корма для собак (на них приходится 67%). При этом, пишут аналитики Euromonitor, урбанизация населения в КНР будет способствовать росту популярности кошек как домашних питомцев, так как их удобнее содержать в ограниченном пространстве городской квартиры.
Mars, по данным Euromonitor International, лидирует на рынке кормов для домашних животных как в России, так и в Китае. В компании пояснили, что с российских предприятий в КНР может поставляться продукция, которая либо совсем не выпускается на территории республики, либо присутствует там в недостаточном количестве.
«У китайского рынка кормов для домашних животных огромный потенциал. Через десять лет он может в два-три раза превысить объем российского рынка — одного из крупнейших в мире, поэтому желание компаний расширить свое присутствие в КНР понятно»,— говорит директор Ассоциации производителей кормов для домашних животных Федор Борисов. При этом, по его словам, китайцы пока тратят на корма для питомцев существенно меньше, чем семьи в РФ, а более 50% категории покупают онлайн.
В России категория кормов для животных — одна из самых динамичных на рынке и входит в тройку самых быстрорастущих в секторе FMCG, говорит директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич. Основный вклад в рост категории, по ее словам, вносят корма для кошек и спрос, поддерживаемый высокой промоактивностью основных игроков, в том числе Mars.