Судья ЕСПЧ высказал особое мнение о семье
Дмитрий Дедов заявил о необходимости уважать права меньшинств
Российский судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов высказался за легализацию однополых «партнерских отношений» в РФ. В своем официальном «особом мнении» в рамках одного из рассмотренных в Страсбурге дел он заявил о праве россиян создавать «семейные отношения, отличающиеся от обычного понимания союза между мужчиной и женщиной», которые должны уважаться и защищаться государством. Впрочем, российские ЛГБТ-активисты сомневаются, что власти прислушаются к предложению судьи, и указывают, что даже его «особое мнение» может стать поводом для штрафа за «пропаганду гомосексуализма». Депутаты, в свою очередь, напоминают о «русской семейной традиции», предполагающей «обязательное вступление в брак».
Российский судья Дмитрий Дедов высказался за легализацию «партнерских отношений» после того, как 27 ноября ЕСПЧ признал незаконными многочисленные случаи запрета проведения ЛГБТ-акций на территории России. Европейский суд рассмотрел 51 такой случай с 2009 по 2014 год и признал их нарушениями права человека на свободу собраний и на правовую защиту. Однако судья Дедов добавил свое «особое мнение», где предложил решение.
«Я считаю, что компромисс и социальная гармония могли бы быть найдены на основе взаимного уважения прав человека и, в частности, прав меньшинств, которые не стремятся продвигать свой собственный образ жизни, а скорее добиваются признания своих гражданских прав, их уважения и защиты со стороны государства. Я имею в виду право создавать семейные отношения, отличающиеся от обычного понимания союза между мужчиной и женщиной. Юридическое признание таких партнерских отношений может стать отправной точкой для защиты всех других потребностей, обычно возникающих между членами семьи»,— заявил судья Дедов.
Дмитрий Дедов — доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ имени Ломоносова. С 2008 по 2012 год занимал должность судьи ныне ликвидированного Высшего арбитражного суда России. Избран на должность судьи ЕСПЧ от РФ в октябре 2012 года. Отметим, что судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из трех кандидатов от каждого государства—члена этой организации. Они избираются на девять лет, не могут переизбираться и должны участвовать в работе суда не как представители государств, а лично, то есть являться независимыми от позиции представляемой страны.
«Особое мнение — это изложение позиции судьи, не согласного с мнением большинства или его мотивировкой. На него можно ссылаться, но самостоятельных правовых последствий оно не имеет»,— пояснил “Ъ” адвокат Сергей Голубок.
«О каких однополых союзах может идти речь, если мы в настоящее время лишены базовых гражданских прав, таких как свобода собраний»,— сказал “Ъ” председатель Российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков. Он предположил, что «если бы судья Дедов публично высказал такое мнение на территории РФ, его бы оштрафовали»: «Он высказался о гомосексуальных отношениях в позитивном ключе, а закон о так называемой пропаганде гомосексуализма несовершеннолетним это запрещает».
«Какой бы разумной, с точки зрения Дмитрия Дедова, идея ни была, но в России, которая пропагандирует традиционные ценности, она не приживется в обозримом будущем,— заявила “Ъ” член комитета по делам семьи Госдумы Оксана Пушкина.— Русская семейная традиция — это союз мужчины и женщины, религиозность, высокий престиж семейного образа жизни, обязательность вступления в брак, строгая семейная иерархия и так далее. Они веками обеспечивали динамичный рост населения, несмотря на многочисленные войны, эпидемии и высокую детскую смертность. Все это цивилизационные накопления. От них добровольно не отказываются». В свою очередь, глава комитета Госдумы по вопросам семьи Тамара Плетнева заявила “Ъ”, что даже «не хочет говорить на эти темы», и положила трубку.