«ЮВТ аэро» возвращается в Москву
Авиакомпания возобновляет полеты в аэропорт Жуковский
Татарстанская авиакомпания «ЮВТ аэро» смогла добиться федерального финансирования маршрута Казань — Москва, в связи с чем перевозчик с 1 декабря возобновляет рейс в аэропорт Жуковский. Как рассказал “Ъ” гендиректор авиакомпании Петр Трубаев, субсидии на этот маршрут составят около 10 млн руб. за месяц, средняя загрузка рейса ожидается на уровне 60–70%. Однако в 2019 году полеты в Жуковский могут быть снова приостановлены. Эксперты указывают, что из-за высокой конкуренции на столичном направлении без бюджетного финансирования рейс в подмосковный аэропорт окупиться не сможет.
Региональная авиакомпания «ЮВТ аэро» с 1 декабря 2018 года возобновляет рейсы из Казани в подмосковный аэропорт «Жуковский». Полеты будут осуществляться ежедневно на 50-местном CRJ‑200. Вылет из Казани в 18:00, в обратном направлении — в 20:00. Перевозчик заявил стоимость билетов от 2,39 тыс. руб. в одну сторону.
«ЮВТ аэро» уже выполняла рейсы в Жуковский два года назад. Аэропорт открылся в конце мая 2016 года. А ноябре «ЮВТ аэро» стала первой российской компанией, которая стала совершать внутренние рейсы в него. Тогда минимальная стоимость билетов составляла 1,59 тыс. руб. Рейс «ЮВТ аэро» субсидировался. Однако в 2017 году полеты прекратились из-за отсутствия финансирования из бюджета.
Вчера гендиректор «ЮВТ аэро» Петр Трубаев рассказал “Ъ”, что, «как обычно» в конце этого года в федеральной программе субсидирования региональных маршрутов «остались денежные средства на другие рейсы». В связи с этим две недели назад было принято решение возобновить полеты из Казани в Жуковский. Господин Трубаев уточнил, что компания получит около 10 млн руб. из федерального бюджета. По подсчетам “Ъ”, компенсация за каждый парный рейс составит примерно 300 тыс. руб. Господин Трубаев считает, что этого «абсолютно» достаточно для окупаемости рейса, «хоть одного пассажира вози».
Глава авиакомпании сообщил “Ъ”, что рейс в Москву через аэропорт Жуковский «востребован»: «На Москву сейчас много игроков. Мы рассчитываем на среднюю загрузку 60–70%». На официальном сайте аэропорта указано, что добраться из Москвы до Жуковского можно на автобусе за один час от метро «Котельники». Отметим, что другие столичные аэропорты — Шереметьево, Домодедово, Внуково — связаны с Москвой аэроэкспрессом. В эти аэропорты «ЮВТ аэро» из Казани не летает. Рейсы выполняют другие авиакомпании, в их числе «Аэрофлот», «Россия», S7, Utair, Nordwind Airlines и другие.
Возобновленный рейс будет выполняться только до 31 декабря этого года. Господин Трубаев сказал “Ъ”, что программа субсидируемых полетов на 2019 год не сформирована. Однако в авиакомпании надеются, что смогут получить финансирование на московский рейс в следующем году. На конец этого года «ЮВТ аэро» также смогла получить средства на рейс из Казани в Челябинск (он будет выполняться с 2 по 27 декабря).
Напомним, «ЮВТ аэро» (аббревиатура расшифровывается как «Юго-Восток Татарстана») существует на рынке российских авиаперевозок с 2015 года. Она была создана по инициативе властей Татарстана после того, как два прежних национальных перевозчика — «Татарстан» и «Ак барс аэро» — были признаны банкротами в связи с убытками. Авиапарк «ЮВТ аэро» состоит из самолетов CRJ‑200, перевозчик базируется в аэропортах Бугульмы и Казани. Изначально компания учреждалась как дочка «Татнефти» (структуры нефтяной компании в марте зарегистрировали ООО «ЮВТ-авиа), однако затем было создано новое юрлицо — АО «ЮВТ аэро», единственным учредителем которого стал Олег Пантелеев, директор «Акбарслайн».
Большинство маршрутов «ЮВТ-аэро» субсидируются из федерального и регионального бюджета. В частности, бюджет Татарстана в этом году финансирует 16 рейсов компании из Казани и Бугульмы. Также перевозчик получает субсидии от Алтайского и Пермского краев, Дагестана, Воронежской, Нижегородской, Самарской и Ярославской областей, куда «ЮВТ аэро» выполняет рейсы. По данным kartoteka.ru, выручка компании в 2017 году составила 1,8 млрд руб. (год назад — 1,67 млрд руб.), чистая прибыль составила 112,4 млн руб. (год назад — 321,7 млн руб.).
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев полагает, что рейс в Москву через Жуковский «своего пассажира найдет», в том числе из-за невысокой цены. Однако эксперт отмечает, что на этом направлении «высокая конкуренция» и без субсидий маршрут окупаться не будет. Он не исключает, что рейс будет субсидироваться в 2019 году, поскольку у властей есть планы «увеличить федеральные средства на субсидирование региональных перевозок и вообще развивать региональную авиацию». «Конечно, Жуковский является региональным аэропортом формально. Все понимают, что основные пассажиры будут летать в Москву. В любом случае, если этот рейс субсидироваться не будет, авиакомпания получит финансирование по другим направлениям», — заключил эксперт.