Евросоюз планирует дистанцироваться от России
Будет ли принята резолюция о разрыве партнерства
Европарламент предлагает разорвать сотрудничество с Россией и остановить строительство газопровода «Северный поток-2». Автор идеи — депутат от Латвии Сандра Калниете, она внесла проект резолюции, который предусматривает отказ ЕС от соглашения о партнерстве с Россией. Калниете, которую, кстати, в России объявили персоной нон грата за антироссийскую деятельность, считает, что сотрудничество с Москвой должно быть точечным. Особый пункт в документе — проект «Северный поток-2». В резолюции сказано, что его строительство усиливает зависимость Евросоюза от поставок российского газа и угрожает внутреннему рынку. А пару дней назад по поводу целесообразности проекта вновь говорили в Госдепе.
Насколько вероятно, что резолюцию примут, а поток остановят?
Член комитета гражданских инициатив Марк Урнов полагает, что в условиях напряженной геополитической обстановки, это не исключено: «Ситуация ухудшается. На самом деле, на сегодняшний день сотрудничество России с Евросоюзом и Советом Европы сведено к минимуму и по факту уже является точечным. Так что, если резолюция будет принята, она просто зафиксирует ситуацию. Честно говоря, я здесь не вижу перспектив на улучшение. Потому что ситуация на Украине, видимо, не дает оснований полагать, что в ближайшем будущем — лет 10, как минимум — что-то серьезно будет улучшено. На сегодняшний день в отношениях России со всем остальным миром все больше начинает преобладать логика политики, чем экономики. С моей точки зрения, вероятность того, что резолюция будет принята, очень высока».
Евросоюз уже давно старается избавиться от экономической зависимости от России, говорят эксперты. Однако остановка «Северного потока-2» может привести к большим потерям для обоих сторон. Так считает руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров. Поэтому страны ЕС, в первую очередь Германия, на такой шаг вряд ли решатся, добавил эксперт: «Совсем отказаться от сотрудничества невозможно, в том числе и по причине энергозависимости, газовой зависимости Европы. Но мы видим, что вкладываются большие усилия и деньги в то, чтобы минимизировать эту зависимость. Сокращаются закупки российского газа. Уже практически создан единый газовый рынок Европы. Да, конечно это потери и затраты, но это и демонстрация того, что европейские политики, люди, которые принимают решения, люди, которые сами могут страдать, в том числе политически, от увеличения безработицы и срыва каких-то контрактов, экономических потерь. Коль скоро они эти решения принимают, значит, они считают, что в целом это осмысленная стратегия. Никто реалистично не считает, что Россия может отказаться, к примеру, от Крыма, от права регулировать доступ к тому, что она считает своими территориальными водами. Речь идет о том, чтобы, даже делая это, соблюдать какие-то правила и находиться в каких-то рамках. Такого рода политические шаги навстречу или, по крайней мере, отсутствие намеренного или непродуманного влияния на серьезные политически процессы — это, безусловно, должно быть.
Мы несем очень большие имиджевые и экономические потери не для реализации каких-то политических важных движений, а в силу неразберихи, неаккуратности и рассогласованности».
Глава МИД Германии Хайко Маас в субботу заявил, что «Северный поток-2» — исключительно коммерческий проект, и мировым компаниям будет невыгодно его лишиться.