Промышленность определилась со стагнацией
Мониторинг опросов
Ноябрьский выпуск бюллетеня опросов промышленности ИЭП имени Егора Гайдара содержит исследование влияния на развитие сектора такого фактора, как неопределенность. По аналогичным опросам, которые проводит Росстат, в ноябре 2018 года «неопределенность экономической ситуации» служила основным фактором, ограничивающим рост производства добывающих предприятий (на него указали 35% респондентов), и вторым после недостаточного внутреннего спроса в обработке (45% респондентов). За год его влияние на объемы выпуска в добыче чуть снизилось, а в обработке — не изменилось.
В тоже время в ИЭП оценили неопределенность на историческом периоде 1992–2018 годов, основываясь на результатах опросов о прогнозах и планах предприятий. «Официальный кризис 2015–2016 годов не вызвал классически кризисного роста неопределенности в промышленности, как это было в кризис 2008–2009 годов. Ее пик по прогнозам занятости пришелся на некризисный 2014 год»,— отмечает автор исследования Сергей Цухло. Согласно данным института, тезис о росте неопределенности прямыми оценками не подтверждается. Они показывают, что в отношении выпуска, занятости и спроса в 2018 году неопределенность находится на исторически минимальных уровнях.
Заметим, что формальное и на первый взгляд позитивное снижение индексов неопределенности происходит за счет увеличения доли прогнозов неизменности объемов спроса, выпуска и количества занятых в промышленности, которые в 2018 году достигли исторического максимума (см. график). «В современных условиях это означает определенность стагнации»,— указывают в ИЭП, подтверждая наблюдения независимых экономистов (см. “Ъ” от 26 ноября).
Исторически высокий уровень определенности в промышленности, обнаруженный ИЭП в ноябре 2018 года, совпал с очередным конъюнктурным всплеском спроса, незначительным ростом выпуска и продолжающимся ухудшением инвестиционных планов. Индекс предпринимательской уверенности Росстата в ноябре с учетом сезонности обнаруживает лишь некоторое улучшение негативной динамики в обработке и стремление к нулевой — в добыче. Стремление правительства РФ поддержать новые ограничения на добычу нефти ОПЕК+, предложенные Саудовской Аравией, лишь укрепит эту тенденцию.