Консерваторам и экспериментаторам
Что смотреть на каникулах
Если вы весь год откладывали поход в театр, зимние праздники — самое время осуществить задуманное. Рассказываем о лучших московских постановках, которые можно увидеть в конце декабря — начале января. Спектакли в списке расставлены от самого консервативного до самого необычного. Так что если вы готовы к экспериментам, присмотритесь к названиям в конце подборки.
«Три года»
Где: Студия театрального искусства
Когда: 8 января
Кто поставил: Сергей Женовач
Малоизвестная чеховская повесть о семейной рутине в блестящем исполнении самой интеллигентной московской труппы. Рефлексирующий купец Лаптев, женившийся вроде бы по любви, но уже не уверенный в своем решении,— пожалуй, лучшая на сегодня работа харизматичного артиста Алексея Верткова. Отличный выбор, если хотите сходить в театр с родителями или если сами предпочитаете крепкие костюмные спектакли без навороченной режиссуры, экранов и интерактива.
«Записные книжки»
Где: Студия театрального искусства
Когда: 27 декабря и 3 января
Кто поставил: Сергей Женовач
Самый неочевидный текст в репертуаре СТИ — писательские записки Чехова. Двадцать человек обедают на веранде в каком-то имении и рассказывают разные курьезные случаи, в которых угадываются сюжеты будущих чеховских рассказов. За перилами в саду моросит дождь, гости бренчат на гитаре и хрустят яблоками, в антракте продают мороженое в жестяных вазочках. Но за всей этой милотой спрятана довольно дерзкая режиссерская мысль: попытка залезть в голову гению.
«Дядя Ваня»
Где: Театр имени Вахтангова
Когда: 28 декабря
Кто поставил: Римас Туминас
Чеховский спектакль Римаса Туминаса совсем не похож на Чехова в исполнении Женовача: лидер Вахтанговского театра куда жестче настроен к своим героям, у него много злого юмора и зрелищных метафор в лучших традициях литовской режиссуры — вроде ржавого плуга, который толкает перед собой дядя Ваня. У Сергея Маковецкого образцовая заглавная роль, у Людмилы Максаковой — отличная второстепенная.
«Маскарад»
Где: Театр имени Вахтангова
Когда: 29 декабря
Кто поставил: Римас Туминас
Московский ремейк знаменитой литовской постановки по пьесе Лермонтова. Ирреальный зимний Петербург — все действие происходит на открытом воздухе,— бесконечный снегопад, гротескные персонажи-маски и надолго застревающий в памяти вальс Хачатуряна. «Маскарад» — идеальный спектакль для «театра с колоннами» вроде Вахтанговского: эффектный, патетичный и немного старомодный. Сегодня такое мало кто умеет делать хорошо.
«Таланты и поклонники»
Где: Театр имени Маяковского
Когда: 23 декабря и 11 января
Кто поставил: Миндаугас Карбаускис
Небанальный, тонкий и стильный спектакль о поиске своего пути, с которого семь лет назад началось возрождение Маяковки. Одаренная, но невезучая молодая актриса стоит перед выбором: или мечта, или принципы. Любителей советского кино обрадует участие Светланы Немоляевой и Игоря Костолевского, а поклонников режиссерского театра — изобретательная работа с пространством и хрестоматийным текстом Островского.
«Счастливый принц»
Где: МТЮЗ
Когда: 8 января
Кто поставил: Кама Гинкас
Суровый режиссер Гинкас превращает сентиментальную сказку Оскара Уайльда в ироничный, беспощадный, трезвый, но бесконечно красивый спектакль о дружбе двух неприкаянных существ — наивной перелетной птички и грустной золотой статуи — в холодном и злом городе. Детей от 12 лет брать можно и нужно, но «Счастливый принц» не рассчитан специально для школьников — это взрослое, серьезное высказывание, как всегда у Гинкаса.
«Скрипка Ротшильда»
Где: МТЮЗ
Когда: 5 января
Кто поставил: Кама Гинкас
Снова Чехов — и снова очень своеобразный. Гинкас ставит рассказ о грубом и жестоком гробовщике Якове, который, потеряв жену, вдруг задумывается, какую жизнь они могли бы прожить и не прожили. Фантастические актерские работы Валерия Баринова с Игорем Ясуловичем и гениальная декорация театрального художника Сергея Бархина, которому удалось невероятное — адаптировать для сцены язык иконописи.
«Сказки Пушкина»
Где: Театр наций
Когда: 28, 29 и 30 декабря
Кто поставил: Роберт Уилсон
Уилсон, международная театральная звезда номер один, переносит пушкинских героев в собственную дизайнерскую вселенную. Рыжий Пушкин на ретроавтомобиле. Дефиле в умопомрачительных звериных костюмах. Золотой летающий остров. Русский лубок и русский авангард, творчески переработанные режиссером и его командой. Самый искусный театральный свет, который можно увидеть на московской сцене. Ну и Дарья Мороз с Евгением Мироновым, примеряющие на себя самобытную эстетику Уилсона.
«Три сестры»
Где: МХТ имени Чехова
Когда: 22 декабря, 6 января
Кто поставил: Константин Богомолов
Богомолов сделал себе имя на хулиганских трактовках Уайльда, Шекспира и Достоевского, а потом взял и поставил самую заезженную чеховскую пьесу без всяких явных перепрочтений, сделав ставку на актерскую игру и видеоряд,— и это оказалась его лучшая работа. «Три сестры» — исключительно строгий, сдержанный спектакль: никто не повышает голос и не машет руками, все предельно сосредоточены, экономны и правдивы. Александра Ребенок, Дарья Мороз и Александр Семчев играют, без сомнения, свои самые блестящие роли.
«Человек из Подольска»
Где: Театр.doc
Когда: 28 декабря
Кто поставил: Михаил Угаров и Игорь Стам
Ничем не примечательный редактор муниципальной газеты попадает на странный допрос: полицейские беседуют с ним об интеллектуальной прозе и современной музыке, расписывают ему достоинства родного города и выговаривают за скучную жизнь. «Человек из Подольска» — последний спектакль Михаила Угарова, который был бессменным лидером независимого Театра.doc, идеологом андерграундной драматургии и создателем собственного театрального метода.
«Маленькие трагедии»
Где: «Гоголь-центр»
Когда: 29 и 30 декабря
Кто поставил: Кирилл Серебренников
Изобретательный спектакль о том, зачем человеку поэзия. Даже если вы хорошо помните сюжеты «Маленьких трагедий», постановка «Гоголь-центра» станет для вас открытием: Серебренников — мастер интерпретации и к Пушкину подходит с самой неожиданной стороны. Одна трактовка «Скупого рыцаря» чего стоит! А еще там есть виртуозный актер Алексей Агранович, молодая звезда Никита Кукушкин и рэпер Хаски.
«Сон в летнюю ночь»
Где: «Гоголь-центр»
Когда: 6, 7, 8 и 9 января
Кто поставил: Кирилл Серебренников
«Сон в летнюю ночь» вышел незадолго до открытия «Гоголь-центра» на соседнем «Винзаводе» и провозгласил главный принцип будущего театра — многообразие. Чего здесь только нет: и подростковая драма про влюбленных выпускников, и жестокий сюжет о домашнем насилии в богатой семье, и стильная фантазия про ссору лесных богов. Все сюжетные линии объединяет грандиозный финал, где зрители гарантированно получают пресловутый катарсис.
«Чапаев и Пустота»
Где: «Практика»
Когда: 10, 11, 12 и 13 января
Кто поставил: Максим Диденко
Диденко — самый модный режиссер обеих наших театральных столиц, а «Чапаев и Пустота» — его самая красивая и осмысленная работа. В спектакле три акта — в одном поют, в другом разговаривают, в последнем танцуют. Все это делают одни и те же люди — универсальные артисты «Мастерской Брусникина». Диденко не особо следует постмодернистскому сюжету Виктора Пелевина, поэтому роман перед походом в театр лучше прочитать.
«Время, которое»
Где: Библиотека Союза театральных деятелей
Когда: каждый день по будням
Кто поставил: Семен Александровский
Главная разница между спектаклем и фильмом (картиной, романом, симфонией) — спектакли даже в теории не могут жить бесконечно долго. Этот — исключение. Даже через сто лет можно будет войти в читальный зал, найти в каталоге нужную карточку и взять на стойке все необходимое для просмотра: фотоальбом, плеер и наушники. Но лучше сделать это прямо сейчас, ведь рассказанная в постановке история того стоит. Зрителю предстоит восстановить биографию репрессированной советской студентки вместе с ее внучкой — молодой художницей, которая пришла в библиотеку в поисках утраченной семейной памяти.